Спектакль в кармане. Самарские актеры работают над созданием радиотеатра

27.03.2021

930

Автор: Маргарита Петрова

Спектакль в кармане. Самарские актеры работают над созданием радиотеатра

В советское время театр у микрофона был невероятно популярен. Причин тому было много. Отсутствие телевизоров в большинстве домов, возможность параллельно с прослушиванием заниматься домашними делами и, конечно, талант потрясающих артистов, таких как Алексей Грибов, Юрий Яковлев, Николай Литвинов, способных силой одного только голоса погрузить в атмосферу литературного произведения. Вадим Колпаков — актер самарского театра «Мастерская» и режиссер «Учебного театра» при институте культуры — рассказал sgpress.ru о своем проекте создания радиотеатра.

Спектакль в кармане. Самарские актеры работают над созданием радиотеатра

В любой момент жизни

Несколько лет назад у нас с моим другом из академической среды Сергеем Коробейниковым появилась идея создать радиотеатр. Мы выбрали пьесу «Снежная королева» Евгения Шварца, сделали запись на ГТРК, которую дали в эфир 31 декабря 2017 года. Вот уже два года мы работаем над воплощением следующего радиоспектакля — «Гарольд и Мод». Было решено посвятить его самарской театральной традиции (долгие годы в нашем городе был очень популярен спектакль «Гарольд и Мод» с Верой Ершовой в роли Мод — прим. авт.). Главную роль исполняет актриса «СамАрта» Любовь Долгих. Мы были готовы выйти на запись, но из-за пандемии пришлось взять длительную паузу. Сейчас благодаря содействию министерства культуры Самарской области работа возобновляется. Мы надеемся, что весной-летом спектакль будет выпущен на радио «Маяк» и «Россия-Самара».

Радиоспектакль удобен тем, что не требует визуального воплощения и присутствия зрителя. Этот формат невероятно универсален. Он может появиться в жизни слушателя в любой момент: в телефоне, в машине, во время уборки. Времени на все не хватает, а потребность в литературе ощущается постоянно. Многие люди, передвигаясь по улицам, хотят изолироваться от городского шума. Поэтому (и статистика это подтверждает) в период пандемии резко выросла популярность аудиокниг. Значит, то, что мы делаем, необходимо и важно.

Еще это простой способ открыть новые темы, новые приемы, даже, как это ни парадоксально, новые лица. Ведь всегда интересно, кто стоит за голосом, который ты слышишь. Например, все мы знаем больших мастеров озвучания кинофильмов. В советский период это были Владимир Кенигсон, Надежда Румянцева, Александр Белявский, целая плеяда актеров. Сегодня это Всеволод Кузнецов, Станислав Концевич, Валерий Захарьев, Сергей Бурунов и другие.

В постановке радиоспекталя есть одно преимущество — он требует меньше репетиционного времени. Не нужно разводить мизансцены, актерам не обязательно учить текст — они могут его читать. В остальном работа ничем не отличается: проработка с артистом персонажа, поиск его аудиальной особенности — это всегда делается при работе над ролью. При помощи этих средств мы стараемся рассказать историю. 

После записи актеров мы делаем фоли и саунд-дизайн. Фоли — это шумовое оформление, спецэффекты: звук шагов, шелест ткани, шум улицы. Все приходится делать каждый раз заново, потому что на такие звуки оформляются авторские права.

Спектакль в кармане. Самарские актеры работают над созданием радиотеатра

Погрузиться в атмосферу

Почему-то формат радиоспектаклей воспринимают незаслуженно несерьезно. Люди видят их как простой синтез чтения и музыки, а это не так. Например, саунд-дизайн в кино ушел далеко вперед: можно с закрытыми глазами безошибочно понять, где находится главный герой. Те же приемы можно использовать и в радиотеатре, что поможет выйти за рамки обыденного восприятия. Ты можешь сесть и вдумчиво погрузиться в атмосферу. 

В отличие от аудиокниги, в радиоспектакле ценность представляет не только литературная основа, но и взаимодействие между персонажами. Когда зритель приходит в театр, например, на Шекспира, он уже знает сюжет, и важно не то, что Джульетта умрет, а то, как общаются герои. Воплощение текста, поиск новых граней и есть актерская работа. 

С нами сотрудничают артисты из разных театров: Ольга Темникова, Виктория Моргунова и Владимир Мухтаров из «Мастерской», Елена Боляновская, Евгений Клюев и Любовь Ивановна Долгих из «СамАрта», студент 4 курса Самарского государственного института культуры Дмитрий Чураков (исполнитель роли Гарольда), Сергей Видрашку, Герман Загорский из Самарского академического театра драмы. А также заслуженный артист России Олег Белов, актеры Леонид Даценко и Евгения Ермакова. За эти несколько лет с нами работали более 30 актеров, в том числе Павел Толочко — в свое время он учился у Станислава Стрелкова в Москве. В процессе обучения нужно было озвучивать тестовые отрывки. Это происходило следующим образом: показывали фрагмент, и нужно было повторить все, что происходит на экране. Если человек лежит лицом на земле, значит, надо прижать щеку, чтобы голос звучал так, будто ты сам лежишь. Это именно актерская работа, а не дикторская. 

Спектакль в кармане. Самарские актеры работают над созданием радиотеатра

Мы приглашаем как опытных артистов, так и начинающих. В работе с молодыми актерами есть немало преимуществ, мы убедились в этом на практике. К примеру, Ольга Темникова имеет редкий талант к воплощению персонажей невообразимо отличающихся друг от друга амплуа. А Дмитрий Чураков успешно играл в наших проектах настолько разных героев, что слушатели удивлялись, что их исполняет один человек. Также для нас большой честью было работать с Евгением Клюевым и Еленой Боляновской. Елена обладает редким амплуа британской леди. Каждый актер, с которым мы работали, значительно обогатил наши постановки. Вклад наших коллег и друзей показал, насколько они талантливы и интересны слушателям и зрителям. Но особое удовольствие для всех нас — наблюдать за тем, как актеры растут профессионально. Такой опыт бесценен.

Спектакль в кармане. Самарские актеры работают над созданием радиотеатра

Планы на будущее

Мы также работаем в жанре читок и спектаклей. Делали «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду в «Чайковском» и театрализованную читку «Собаки Баскервилей» Конан Дойля в Самарской публичной библиотеке. После «Гарольд и Мод» мы, скорее всего, возьмемся за какое-то из этих произведений для работы в радиоформате. 

Мы хотим создать регулярный аудиотеатр, в котором можно делать лекции, моноспектакли, аудиокниги, обсуждения, озвучивание видеоработ. Самое главное — чтобы работа была постоянной и регулярной, чтобы можно было планировать мероприятия, делать афиши, сотрудничать с радиостанциями. Для этого нужна своя студия или средства на ее аренду. 

Хочется двигаться дальше — запустить свой радиоканал в интернете, а может быть, и в FM-диапазоне, снимать фильмы, работать в театре, делать инклюзивные постановки. Для нас было бы интересным создать многопрофильный творческий центр — некую экосистему, в которой художники, актеры, композиторы, звукорежиссеры могли бы работать друг на друга. Может быть, это позволит переломить столичную монополию, например, на производство кино. Снимать фильмы в Самаре выгоднее, тем более что здесь есть прекрасные артисты и режиссеры.

Спектакль в кармане. Самарские актеры работают над созданием радиотеатра

Вадим Колпаков

Окончил Самарский государственный институт культуры в 2018 году по специальности «артист драматического театра и кино».

Работает в Самарском молодежном драматическом театре «Мастерская», созданном на базе курса. С 2017 года занимается режиссурой.

Постановки можно увидеть в учебном театре СГИК и на других площадках, услышать на радио «Россия-Самара» в рамках проекта Самарского творческого объединения (СТО).

Лауреат конкурса «Самарская театральная муза-2019» — специальный приз жюри за главную роль Башмачкина в спектакле «Шинель» в театре «Мастерская».

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации