Художники у станка. Новое в постреволюционном искусстве

19.03.2021

113

Автор: Татьяна Гриднева

Фотограф: Екатерина Елизарова

Художники у станка. Новое в постреволюционном искусстве

Государственная Третьяковская галерея продолжает цикл выставок, посвященных творческим поискам художников, воодушевленных революцией 1917 года. Тогда молодым представителям культуры казалось, что их призвание — создавать новые формы и наполнять их новым содержанием. На этой волне из поисков ар-нуво родился русский авангард. И этой поре посвящена первая из выставок проекта «Новые «реализмы», которые открыла Третьяковка совместно с Самарским художественным музеем.

Художники у станка. Новое в постреволюционном искусстве

Вторая не менее значимая экспозиция рассказывает об эволюции авангардного искусства в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Это было время, когда творчество еще не подгонялось под прокрустово ложе соцреализма. «Художники у станка. Искусство после революции» — такое название носит открывшаяся в галерее «Виктория» очередная выставка вышеназванного проекта.

Художники у станка. Новое в постреволюционном искусстве

На этот раз все представленные картины взяты из фондов Третьяковки. А несколько работ даже были сняты с постоянной экспозиции, что делается крайне редко. Самарский куратор Сергей Баландин так определяет тему экспозиции: 

— Выставка посвящена исканиям советских художников первых десятилетий советской власти, когда перед искусством стояла проблема самоопределения, идентификации себя как пролетарского. А сопоставление плоскостных и объемных произведений в одном пространстве относит зрителя к знаковой «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» 1924 года, на которой сошлись станковисты и конструктивисты.

Художники у станка. Новое в постреволюционном искусстве
Художники у станка. Новое в постреволюционном искусстве

Основу экспозиции составляет живопись художников круга «Общества станковистов» и предшествовавших ему групп проекционистов, конкретивистов и так далее. С ними соседствуют реплики самонапряженных скульптур конструктивиста Карла Иогансона, изготовленные в рамках образовательной программы галереи «Виктория». Это сопоставление плоскостных и объемных произведений создает условие для домысливания зрителем широкого диапазона формальных исканий художников 1920-х. 

Самарскому зрителю предоставлена редкая возможность своими глазами увидеть картины Александра Дейнеки, Климента Редько, Сергея Лучишкина, Александра Лабаса, Александра Тышлера, Соломона Никритина и других удивительных и оригинальных мастеров кисти. 

Невозможно не восхититься «Портретом девушки», показанным Дейнекой впервые на достопамятной «Первой дискуссионной выставке». Этот мастер композиции ведет взгляд зрителя от большого пальца, виднеющегося сквозь ремешки сандалий, к простому, но одухотворенному лицу и далее через оголенное плечо к скрещению длинных изящных ног. Расслабленная поза многое говорит о состоянии этой молодой, внутренне свободной интеллектуалки. Совершенно другие — наполненные энергией и динамикой позы у многочисленных спортсменов. Их художник как будто заставляет застыть в мгновение наибольшего азарта.

Художники у станка. Новое в постреволюционном искусстве

Зрителя, несомненно, очаруют «цветоформальные композиции» Александра Тышлера. Будучи театральным художником, он и революционные сюжеты изображает как сцены одной фантастической пьесы, разворачивающиеся на фоне иллюзорной природы. На выставке в «Виктории» представлено его программное полотно «Танец с красным знаменем». 

Полны мистики и портреты Соломона Никритина. Его «Человек в цилиндре», написанный только оттенками серого цвета, — это воплощение зловещего буржуазного прошлого.

Выставка продлится до 18 апреля (0+).

Кураторы проекта «Новые «реализмы» не скрывают, что с его помощью они хотели бы поговорить о ситуации в искусстве XXI века. Не тайна, что живопись сегодня больше не вызывает ажиотажа публики. В то время как в художественной среде вновь остро ставятся вопросы об общественной роли культуры и об отношениях искусства и политического дискурса. Возвращаясь к той точке, когда живопись соединила формальные поиски авангарда с социально-политической ответственностью, столичные и самарские искусствоведы хотели бы поговорить о пути и назначении современного художественного творчества.

Страничка истории

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации