«Птицы кричат от радости, когда поднимаются в небо». Как самарцы стрижей спасают

25.03.2021

1905

Автор: Ирина Исаева

«Птицы кричат от радости, когда поднимаются в небо». Как самарцы стрижей спасают

Летом стрижи часто оказываются на земле. Подняться сами они не в состоянии, помочь может только человек. Как правильно это сделать, чтобы не навредить, и как потом вернуть птицу в небо, знает волонтер команды «Стрижи Самары» Наталья Королева.

«Птицы кричат от радости, когда поднимаются в небо». Как самарцы стрижей спасают

Естественный отбор

Меня часто спрашивают, почему я помогаю именно стрижам. Не вижу особой разницы, кому помогать. В моей жизни был такой случай, еще на моей родине, в городе Инта на Крайнем Севере. У нас во дворе сформировалась сплоченная команда детей и подростков. На улице было много собак, похожих то ли на волков, то ли на лаек. Всеобщей любимицей была Тайга. Время от времени у нее появлялись щенки. Мы за ними ухаживали по графику. Когда наступала моя очередь, мама варила трехлитровую кастрюлю каши или супа, а я шла кормить. Так случилось и в тот день, когда меня должны были принимать в пионеры. Было холодно, снежно, ветрено. По городу растянули веревки, чтобы люди за них держались. В парадной одежде по дороге в школу я, расчистив снег, залезла в собачью будку с едой. А выйти не могу. Вход занесло. Так и сидела, пока мои товарищи не заволновались, почему я не пришла на торжественную церемонию, и не сообразили, где меня искать. Так что я с детства помогаю всем животным, которые встречаются на моем пути. Но стрижи стали особой любовью. Люди помогают бездомным собакам и кошкам отчасти от того, что чувствуют свою вину. Ведь это животные, которые были когда-то домашними. Помогать им привычно. А птица… Ну выпал малыш из гнезда, сломал крыло. Естественный отбор. Казалось бы, зачем вмешиваться? Но ведь птицы оказываются в таком положении во многом из-за деятельности человека. Мы строим дома с зеркальными стенами, кронируем деревья, ремонтируем балконы и окна в период гнездования. Кому же исправлять последствия, если не нам?

«Птицы кричат от радости, когда поднимаются в небо». Как самарцы стрижей спасают

Подарок на юбилей

Я точно помню день, когда это началось. 17 августа 2017 года — юбилей нашей с мужем свадьбы. Несусь домой с работы в предвкушении сюрприза, и вот он — коробка из-под обуви с дырками в крышке. На меня уставились два блестящих глаза, совсем не милые, а дерзкие и наглые. Через доли секунды маленькие лапки уже цеплялись за край коробки. Птица с любопытством начала оглядываться по сторонам, прикидывая, куда бы удрать. «Кто это?» — спрашиваю. «Я гуглил, это стриж». И сейчас мне кажется, что это был лучший подарок в моей жизни. 

Муж рассказал, что пошел в магазин и увидел на дороге стрижонка, который очень странно шел, помогая себе крыльями. Он подставил ладонь. Стрижка с удовольствием в нее забралась, успокоилась и уснула. Я сразу полюбила ее, а еще по-новому посмотрела на мужа: как же мне с ним повезло… 

Чилича — так говорила моя бабуля, по-сибирски это значит «малышок, детка» — хотела есть. Мы уселись за компьютеры. Оказалось, нужны насекомые и только они. Страх и брезгливость были на уровне врожденного инстинкта, и мы решили, что кормить будет муж. Но в итоге потрудиться пришлось всем. Я открывала ротик птенца, а он пинцетом закладывал еду. Однако августовский слеток не собирался есть купленных дорогущих сверчков. Тогда одна из волонтеров передала нам баночку с обезглавленными тараканами. Первого насекомого Чилича выплюнула на меня. В чате посоветовали делать выжимки. Я подумала: боже, до чего я дожила на шестом десятке! Но в итоге мы справились.

«Птицы кричат от радости, когда поднимаются в небо». Как самарцы стрижей спасают

Первый выпуск

Птенец окреп. Настала пора выпускать его. Волонтеры собрались на большом стадионе. Чилича рвалась из рук, а потом устремилась вверх ракетой, поднялась высоко и зависла в ожидании сородичей. Вскоре они скрылись в огромном небе. Говорят, кто выпустил стрижа, того бог поцеловал. Да простят меня верующие, но меня так крепко чмокнули, что я свалилась без сил. Весь оставшийся день плакала, вспоминая мою девочку. Нашла ли она мошек, не холодно ли ей в небе, сумеет ли найти дорогу на юг. Вообще, на первом выпуске все плачут — и дети, и брутальные мужики. А уж женщине вообще сложно остановиться, это невероятная смесь эмоций. Ты вырастил птицу, выпустил ее в небо. За таким адреналином люди в горы лезут, в подземелья спускаются. 

Для стрижа это первый полет, для меня — первый опыт. Некоторые птицы даже кричат от радости, когда поднимаются в небо. Чтобы понять это ощущение, надо его испытать, словами не расскажешь.

«Птицы кричат от радости, когда поднимаются в небо». Как самарцы стрижей спасают

Второй шанс

Вместе с первой птичкой в мою жизнь вошли замечательные люди. Я никогда не думала, что в зрелом возрасте можно найти настоящих друзей, которые поддержат в любой жизненной ситуации. Очень рада, что я часть команды «Стрижи Самары». Нас становится все больше. Прошлый год был крайне сложным. С мая по сентябрь в чат зашли 629 человек. Было найдено около 800 стрижат, из них улетели 670. Это очень хороший результат. В других регионах до 60 птиц выпускают волонтеры-одиночки, с нашей цифрой это не сравнить. 

Взрослый стриж съедает 12 граммов насекомых, малыш — 18. В одном грамме, к примеру, 150 комаров. Мама и дочка на двоих съедают почти пять тысяч комаров в день. Если бы они этого не делали, нас бы просто съели насекомые. Это самая быстрая птица, она уступает только соколу-сапсану. Стрижи живут в полете: спят, едят, размножаются. Слетков других птиц трогать не рекомендуется: считается, что их докормят родители. Со стрижами все наоборот. У них всего один шанс вылететь из гнезда. Если он был неудачным, птичка обречена. И только люди могут подарить второй шанс.

«Птицы кричат от радости, когда поднимаются в небо». Как самарцы стрижей спасают

Дорогое удовольствие

Самая большая сложность — еда: кормовые тараканы, сверчки, зофобасы. Если бы у меня не было своих тараканов — пришлось заняться разведением, — я бы не справилась. В среднем на взрослую птицу уходит около тысячи рублей в месяц, на птенца — три тысячи. Поэтому осенью и зимой вся наша команда копит деньги, чтобы в сезон закупать корм. Не для птиц, что уже живут у нас дома, а чтобы помочь людям, которые найдут стрижей и придут к нам за советом. Цена на насекомых многих отпугивает. Мы поддерживаем первое время начинающих волонтеров, так как сами прошли через это и знаем, как бывает непросто. Одного птенца может выкормить каждый. Опытный человек справится и с целой стаей. У меня в прошлом году было 23 птенца. Я, конечно, очень устала, но почти все они улетели. Главный мой единомышленник — муж. Более того, он мне все это «богатство» часто и приносит. Дочь поначалу не разделяла наших интересов, но когда увидела, сколько людей обращается за помощью, изменила свое мнение.

«Птицы кричат от радости, когда поднимаются в небо». Как самарцы стрижей спасают

Они все понимают

Сейчас у нас две собаки и семь стрижей, три из них живут с нами уже не первый год. Птицы едят только насекомых, иначе их перо станет непригодным для полета. По этой причине мои подопечные у меня и остались — их уже нельзя выпустить. Стрижи не клюют, в природе они едят на лету. В домашних условиях насекомое надо положить каждому в клювик. Необходимо соблюдать гигиену, правильно вырастить, сохранить оперение, чтобы выпустить в небо. А если не получилось — оставить у себя и любить. Они такие же питомцы, как и все остальные: понимают ласку, любовь. Узнают человека, который их кормит, по голосу, забираются к нему в руку. Недавно мне подкинули птицу — я знала, кто это сделал и зачем. Поначалу испытывала по отношению к этому человеку раздражение и обиду, которые переносила на питомца. И стрижка это чувствовала: сжималась, испуганно смотрела в глаза. А другая птичка прикрыла ее крылом, как будто защищая. Мне стало так стыдно за себя. Отношение в один момент поменялось. И девочка тоже сразу стала другой: терлась клювиком, перестала капризничать. Они все понимают.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Комментарии

1 комментарий

Арина

Стрижи не успели прилететь, а уже достали своими криками. До тошноты. Хочется просто исчезнуть от их воплей. Утром. Вечером. Днём. Нескончаемый ор мимо окон. Если измерить ДЦ, то во время того как стриж пролетает мимо окна, они во много раз превышаю норму для жизни человека. А ведь были времена, когда летала милая стайка и изредка радовала жизнерадостными криками. Сейчас, огромная колония из года в год прилетающая в наш город приносит лишь ни с чем не сравнимое раздражение выворачивающее тебя на изнанку. Ни поспать утром, ни отдохнуть вечером, ни фильм посмотреть, ни книгу спокойно почитать. При чём тут кронирование деревьев? Стрижи в скалах живут, а не на деревьях. Вот кто-кто выиграл от урбанизации, так это стрижи. Их численность невероятно возросла как-раз благодаря домам людей, а не деятельность человека негативно повлияла на их популяцию. Пока фонды по спасению птиц(отмыванию денег) делают своё дело, отдельные недалёкие люди возложили на себя миссию: как сделать жизнь своих соплеменников ещё невыносимее. Желаю, чтобы каждому, кто занимается этой чушью (вместо спасения действительно вымирающих видов) это вернулось шумом, который раздражает именно его. Аминь.

06.05.2021 в 19:58

Комментарий появится после модерации