Танец с ощущением полета. История балетной пачки

16.03.2021

92

Автор: Светлана Келасьева

Фотограф: Екатерина Елизарова

12 марта отмечается день рождения балетной пачки. В этом году символу балета и неотъемлемой части образа балерины исполнилось 182 года!

На смену громоздким платьям

12 марта 1839 года в Королевской академии музыки и танца на премьере балета «Сильфида» итальянка Мария Тальони предстала в балетной пачке — пышной многослойной юбке, сшитой из легкой полупрозрачной ткани. Костюм произвел настоящий фурор, до этого артистки выступали в обычных платьях — громоздких, с корсетом. Пуантов тоже не было, танцевали в туфлях на каблуках. Кстати, та же самая Мария Тальони первой встала и на пуанты. 

Легенда гласит, что пачку как фасон юбки придумал для балерины ее отец — танцовщик и педагог Филиппо Тальони. Якобы у его дочери была не очень складная фигура, и такой образ помогал скрыть это. Официально же «изобретателем» пачки считается французский художник и модельер Эжен Лами, по эскизам которого был выполнен костюм Марии. 

Сейчас такие бескаркасные пачки называются шопенками, их можно увидеть во многих современных балетных постановках. А название появилось в начале ХХ века, когда Михаил Фокин поставил «Шопениану», где в них были одеты все танцовщицы. 

Со временем пачка менялась. Например, в эпоху Анны Павловой она была длиннее и тоньше, чем современная. Привычный всем вариант с короткой, широкой и жесткой юбкой появился в 60-е годы прошлого столетия.

Тюль, шифон, крепдешин

В постановках театра оперы и балета сегодня используется более 300 пачек. Все они изготовлены в пошивочном цехе, где трудится около 30 человек. 

— На классическую пачку уходит до 26 метров ткани, которая нашивается в несколько слоев, обычно от семи до одиннадцати, — поясняет художник-модельер театра Ирина Комарова. — Эти слои неравномерной длины, их диаметр постепенно увеличивается, начиная от нижнего слоя к верхнему. Основа закладывается из жесткого тюля, сверху может быть, например, шифон, крепдешин или тоже тюль — в зависимости от того, какую задачу ставит художник. Жесткость пачке придает проволока, так называемая сталька, которая вставляется в специальную кулиску и выполняет роль каркаса. Иногда стальки приходят в негодность, тогда костюму необходима реставрация.

С мечтой о сцене

Полина Чеховских — выпускница Академии русского балета (Санкт-Петербург). В Самарском театре работает первый год. 

— Пачка — один из символов балета, — говорит Полина. — Поэтому когда надеваешь ее, чувствуешь некий творческий подъем. У меня несколько пачек, все они разные. Например, в балете «Эсмеральда» я танцую Диану, для нее предназначена достаточно длинная и потому тяжелая пачка. Когда прыгаешь, она немного приземляет, а когда вращаешься, создает впечатление, что ты на парашюте и этот полет тебя затягивает. В пачке обязательно нужно порепетировать. Если выйти на сцену в новой, можно испытать дискомфорт. Ну и, конечно, любая пачка помогает держать себя в форме: надеваешь ее и сразу выпрямляешься, выравниваешь плечи. 

— Я танцую с четырех лет. Первая пачка у меня появилась в девять, мне ее сшили для конкурса, — рассказывает балерина Марина Накадзима. — Это было счастье! Я не выпускала ее из рук, ложилась спать и укладывала ее рядом. Потому что для балерины пачка — это все. О ней мечтает каждая маленькая девочка, которая грезит сценой. В театре все пачки шьются по нашим размерам, поэтому танцевать в них легко и удобно.

Читайте также:

Дети

Мама девяти детей Зинаида Джураева: Дома и ясли, и детский сад, и школа

Молодая женщина находит силы и время не только на воспитание, но и на общественную деятельность

Город

«Зоопатруль» спешит на помощь

Новая общественная организация будет бороться с жестоким обращением с животными

Медицина

«Я думал, что уже одной ногой там». Реаниматологи спасли врача скорой помощи с почти 100% поражением легких от коронавируса

Специалисты инфекционного госпиталя больницы № 4 вытащили с того света 55-летнего пациента

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации