В вернисаже приняли участие губернатор Дмитрий Азаров и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
— Это не первый наш совместный проект с Третьяковской галерей, но самое главное — не последний. Зельфира Исмаиловна — надежный партнер самарского региона. И я очень рад, что у нас совместно реализуются все новые и новые проекты, — отметил глава региона. — Я благодарен организаторам — руководству нашего художественного музея и филиала Третьяковской галереи в Самаре, а также спонсору проекта Леониду Викторовичу Михельсону. Совместными усилиями получилась потрясающая выставка, которая демонстрирует роскошную самарскую коллекцию, дополненную замечательными работами, которые нам любезно предоставили Третьяковская галерея и частные коллекции.
Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения РСФСР ставил задачу пропаганды современного революционного искусства и обучения широких масс населения. Молодые художники-авангардисты прибыли в Самару с надеждой реализовать планы ведомства на деле.
Ровно 100 лет назад, 27 января 1921 года в помещении на углу улиц Заводской (теперь Венцека — прим. авт.) и Чапаевской состоялась первая лекция. Вот что писала об этом событии газета «Коммуна»: «Первая лекция — первая ласточка, несущая оживление художественной жизни Самары. Желающих учиться в Государственных художественных мастерских оказалось больше, чем ожидалось. Общий прием учащихся прекращен. Прием учащихся в Госмастерские продолжается на рабочий факультет, по рекомендациям месткомов, завкомов и комячеек».
К сожалению, к концу 1920-х годов учебные мастерские закрылись, а музей авангардного искусства так и не открылся, хотя экспонаты для него регулярно поступали из Москвы, в том числе и из Третьяковской галереи. Сопроводительные документы к этим ценным грузам выставлены на особом стенде новой выставки. После того, как Адливанкин, Попов и Ряжский вернулись в столицу, картины остались в фондах Самарского художественного музея. Во времена борьбы с авангардным искусством их чуть было не уничтожили по приказу сверху. Сокровища спасли самарские искусствоведы.
Теперь мы можем гордиться коллекцией русского авангарда мирового значения. Для ее наиболее полной презентации был задуман и воплощен в жизнь архитектурный проект Александра и Ольги Филимоновых, который полностью преобразил Мраморный зал художественного музея.
За основу композиции взяты основные супрематические фигуры — круг, квадрат и треугольник. Первая ее часть называется «Музей-мечта». На изогнутых белых стенах вывешены 55 картин самарской коллекции, а на подсвеченном конусе — объемной версии треугольника — расположены фотографии Самары 1920-х годов и документы.
Вторая часть композиции носит название «Новая фигуративность». В квадратном помещении полотна самих уполномоченных ВХУТЕМАСа. Для того чтобы рассказать об их сложном пути в искусстве, Третьяковка привезла в Самару ключевые работы. Несколько картин предоставили родственники художников и коллекционеры. Таким образом, Самуил Адливанкин показан и как авангардист, и как соцреалист. А наш земляк Николай Попов блистает всеми гранями своего таланта: он и портретист, и жанровый живописец, и график. Здесь же можно увидеть работы их менее известных соратников — Михаила Степанова, Константина Зефирова, Николая Плеханова. Уехав из Самары, авангардисты образовали группу «НОЖ» в Москве. Однако именно в нашем городе были заложены ее основные художественные принципы, совпадающие с магистральными поисками эпохи 20-х годов.
Выставка продлится до 21 мая (0+).
Страничка истории
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
Культура
Город
Культура
Комментарии
0 комментариев