Коллеционер Сергей Чуваткин: Мне интересны люди, события, архитектура

03.03.2021

176

Автор: Светлана Келасьева

Коллеционер Сергей Чуваткин: Мне интересны люди, события, архитектура

В коллекции Сергея Чуваткина около тысячи открыток с видами Самары. Все они выпущены до 1991 года, то есть еще до распада Советского Союза. Есть и более поздние, но Сергей не считает их коллекционными — говорит, они еще не стали историей. О том, с чего началось увлечение историческими снимками, что печатали на самарских открытках и где их увидеть — в монологе от первого лица.

Увлечение краеведением

Коллеционер Сергей Чуваткин: Мне интересны люди, события, архитектура

— По образованию я радиоинженер, много лет работал по специальности. Но всегда увлекался историей. Со временем этот интерес только усиливался. И постепенно от истории в целом я перешел к истории нашего края. Увлекся открытками и фотографиями — мне хотелось не только знать, но и видеть, как жили люди.

Лет 15 назад я начал собирать свою коллекцию: открытки — дореволюционные и советского времени, фотографии, альбомы. Сейчас это немного отошло на второй план, поскольку краеведение гораздо шире. Фотография здания — хорошо. Но ведь история дома — это не только меняющийся фасад, но и, к примеру, семьи, которые в нем жили. Мне интересны люди, события, архитектура нашего города.

Я решил создать генеалогическое древо своей семьи. Это оказалось настолько интересным, что попутно я составил родословную на все село Коноваловка Бузулукского района, где проживало около 500 человек с моей фамилией.

Техническое образование очень помогает в краеведении. Мне легче работать с форумами и архивами, находить нужную информацию.

Коллеционер Сергей Чуваткин: Мне интересны люди, события, архитектура

Приветы из прошлого

— Основная часть открыток куплена на аукционах — и российских, и зарубежных. На них стоимость одного лота стартует от 1 000 рублей. Есть у меня и экземпляры, приобретенные на блошиных рынках или кем-то подаренные, но таких немного.

Дореволюционная открытка не всегда представляла собой просто снимок знакового места или здания. Были, например, фотоприветы — на них имелась надпись «Привет из Самары». Они могли быть украшены цветами, узорами, содержать рисунок. По желанию заказчика там даже могли разместить его портрет. Вообще можно было заказать любую фотографию и попросить изготовить на ее основании почтовую открытку. У меня есть снимок, сделанный в селе Похвистнево в 1907 году после сбора бахчевых: несколько детей и взрослых и огромная гора арбузов. Это изображение не смотрится как открытка, оно воспринимается как фото, но на его обратной стороне есть соответствующий шаблон.

Коллеционер Сергей Чуваткин: Мне интересны люди, события, архитектура

Бывали и более необычные открытки. На одной, например, изображен почтальон с сумкой на ремне. Причем сумка наклеена, ее можно расстегнуть и развернуть оттуда «гармошку», состоящую из множества небольших фотографий Самары. Не знаю, сколько такие «приветы» стоили в начале прошлого века, но на современных аукционах они уходят по цене от 10 000 рублей.

Коллеционер Сергей Чуваткин: Мне интересны люди, события, архитектура
Коллеционер Сергей Чуваткин: Мне интересны люди, события, архитектура

О самом сокровенном

— До революции много открыток, особенно цветных, печатали в Швеции. Снимок делали в Самаре, а потом стеклянную пластинку и указания, какую надпись нужно сделать, отправляли в Стокгольм. Фотоальбомы изготавливали и в России, и в других странах. Нельзя сказать, что заграничное качество было лучше отечественного. У меня есть два фотоальбома выпускниц женской гимназии 1913 года. Один класс заказал печать здесь, другой — во Франции. Большой разницы между ними нет.

Очень большая редкость — цветная открытка, сделанная в Самаре и раскрашенная вручную. В архиве мне попался документ о том, что фотохудожника Михайлова попросили подготовить альбом с презентацией к приезду в наш город какого-то высокопоставленного лица. Тот сделал около 120 снимков, а потом согласился каждый из них раскрасить вручную, запросив за это в три раза больше денег.

Коллеционер Сергей Чуваткин: Мне интересны люди, события, архитектура

Встречаются открытки не только с видами Самары, но и с людьми определенного рода занятий: бурлаками, тянущими баржи, рабочими каменоломни, рыбаками. Кстати, волжской теме была посвящена большая серия: корабли, берега, пристани. Печатали и портреты общественных деятелей. Например, выходила карточка, на которой в полный рост красовался городской глава Михаил Челышов.

Ценностью открытки может являться и ее оборотная сторона. Ведь не все экземпляры чистые, есть и подписанные. Интересно читать, о чем сообщали друг другу люди более века назад. Поразительно, что в карточках, которые отправляли по почте в незапечатанном виде, нередко содержалась очень личная информация — о чувствах, о финансовых делах.

Коллеционер Сергей Чуваткин: Мне интересны люди, события, архитектура

3 500 видов за 50 лет

— В 1918 году качество открыток заметно ухудшилось — видимо, сказалась общая ситуация в стране. Оно оставалось невысоким до начала 30-х. Тогда помимо экземпляров, изготовленных в типографии, начали выпускать фотооткрытки. Их печатали не массовым тиражом, а каждую по отдельности.

Нельзя сказать, что Самару много и часто фотографировали. Согласно архивным данным, существует примерно 3 500 видов дореволюционных открыток с изображением нашего города. Это все, что удалось снять примерно за 50 лет — с 1870 года, когда фотография уже была широко распространена, до 1918-го. В первую очередь, конечно, старались запечатлеть центр, нынешний Самарский район. Тогда город заканчивался на улице Полевой, ее фотографий практически нет. Зато есть несколько сотен кадров улицы Дворянской, несколько десятков Панской. Большая редкость — фотографии религиозных объектов. Не знаю, с чем это связано. Одна из самых ценных открыток сегодня — с изображением синагоги на улице Садовой.

Коллеционер Сергей Чуваткин: Мне интересны люди, события, архитектура

В открытом доступе

— Поскольку количество открыток ограничено и собрать все 3 500 невозможно, я нашел другой способ для развития своей коллекции. Находясь в хороших отношениях со многими краеведами, я договорился с ними об оцифровке их снимков и свел все воедино. Таким образом, получилась электронная база, в которой около 6 500 открыток и фотографий дореволюционного периода и порядка 8 000 более позднего времени.

У меня все систематизировано, любая информация находится быстро. Но долгое время она просто хранилась, ее никто не видел. Это было как-то неправильно. Несколько лет назад я познакомился с Мариной Шлыковой. Она тоже увлечена краеведением и так же, как и я, считает, что знаниями нужно делиться. Сначала мы попробовали делать экскурсии. Разработали пять маршрутов и провели по ним своих знакомых. Первая наша прогулка была посвящена влиянию династии Романовых на Самару. Всем она очень понравилась. Потом была программа о литераторах, которые до революции приезжали в наш город. Есть историческая прогулка по Томашеву колку. Но создание экскурсий — огромный труд. Месяца два работы. А кому их показывать, неизвестно. Поэтому мы отложили эту идею и решили создать интернет-сообщество.

Коллеционер Сергей Чуваткин: Мне интересны люди, события, архитектура

Наша группа вконтакте называется «Вот такая Самара». Мы стараемся не писать о том, что все и так знают, а публиковать малоизвестные факты. Например, по понедельникам выходит рубрика «Самарские утки». Мы даем фото, связанное с какими-то ошибками — орфографическими или тематическими, неправильными надписями. В разделе «Это сделано у нас» публикуем снимки продукции, которую выпускали на заводах города в разные годы. Каждое утро предлагаем подписчикам ответить на вопрос дня — как правило, тоже с фотографией. Мне очень нравится, что многие не просто просматривают наши материалы, но и высказывают свои мысли, выкладывают данные, которыми они располагают. Именно такого общения мы хотели, ради него и было создано сообщество.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации