Творчество Воскобойникова — истинно самарский феномен. Все началось с того, что еще школьником вместе с одноклассником он пришел в лучшую городскую изостудию — при Пушкинском доме. Руководил ею известный художник Исаак Цыбульник. Он и подсказал ученику, что его стезя — графика. Затем была работа оформителем на заводе и служба в армии, во время которой Юрия даже назначили завклубом. Демобилизовавшись, парень прошел собеседование у Владлена Недолужко, постановщика первого нашего детективного сериала «Тревожные ночи в Самаре». Известный режиссер попросил Воскобойникова что-нибудь нарисовать, после чего вопрос с работой на телевидении был решен. И все же печатные издания потихоньку перетянули художника к себе.
По словам его дочери, известного самарского журналиста Анастасии Кнор, Юрий Семенович был человеком очень свободным, независимым. Кстати, сам хорошо владел не только кистью, карандашом, но и пером. И выражал в заметках и карикатурах собственное мнение, свою гражданскую позицию.
Вообще Воскобойниковы — это целая журналистская династия. Вдова Юрия Семеновича Татьяна Николаевна долгое время была редактором «Волжской коммуны». Она вспоминает, что муж не стремился к известности, просто с увлечением занимался своим любимым делом. Москвичи сами заметили карикатуриста и предложили сотрудничество. Татьяна Николаевна часто ездила в столицу в командировки и разносила рисунки мужа по редакциям, где их с нетерпением ждали. Она рассказала гостям выставки, что самой главной мечтой художника было, чтобы его работы увидело как можно больше людей.
Родные художника, ушедшего от нас летом прошлого года, собрали его работы и передали в Художественный музей. Рисунки действительно достойны того, чтобы их рассматривали и наши современники, и самарцы будущих поколений. Ведь помимо художественной они имеют историческую ценность. Интересны карикатуры, отражающие мятежный дух 90-х годов: это и слепцы, ведущие вперед толпу с флагами, и первый наш губернатор Константин Титов, вынужденный лавировать между Горбачевым и Ельциным, и беспринципные политиканы, одному из которых цыганка говорит, что у него не то что партии, но и линии никакой нет. Художник пытается привлечь внимание к положению людей искусства: интеллигент бродит по дворам с криком «паять, лудить, сценарии писать!». Озабочен Воскобойников и состоянием образования. На двух плакатах школьники 1950-х и 2000-х годов. Оба делают ошибки в одном слове, только разные.
Выступает карикатурист и против пороков — пьянства и курения: костлявая рука смерти тянется к любителю табака, а ее голос произносит: «Тебя минздрав предупреждал?»
Но с особой виртуозностью художник рисует футбол. Это была его страсть. Скрупулезный судья, рассматривающий поле через лупу, рвущийся вперед наподобие тарана нападающий, оставляющий в руках противников клочья своей формы, голкипер, в запале поймавший не только мяч, но и искры, брызнувшие из его глаз при ударе головой об угол ворот. К спортивной теме художник всегда был неравнодушен. Это стало главной темой нескольких выпущенных им книг.
По словам вдовы художника, Юрий Семенович до последних дней своей жизни трудился и строил грандиозные планы. Например, разработал серию социальных карикатур, каких еще не было в истории. К сожалению, ему не суждено было осуществить все задуманное.
Выставка продлится до 28 марта (16+).
Справка
Самарский карикатурист Юрий Воскобойников начал публиковаться в 1965 году. В «Литературной газете» он стал постоянным членом знаменитого «Клуба «12 стульев». В 1992-м получил звание лауреата премии «Золотой теленок» по разделу графики. Организовал возобновление выпуска общественно-сатирического журнала «Горчишникъ», основанного в Самаре еще в 1906 году. Занимался художественным оформлением книг. Плодотворно сотрудничал с местным телевидением.
Страничка истории
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
Культура
Город
Комментарии
0 комментариев