Телеоператор Сергей Анненков: Люблю снимать документальное кино

16.02.2021

68

Автор: Ирина Исаева

Новости и телешоу делают не только журналисты и ведущие, но и люди, чьи лица остаются за кадром, — режиссеры, редакторы, монтажеры, осветители и, конечно же, операторы. Именно от их работы во многом зависит итоговый результат. Телеоператор Сергей Анненков рассказал sgpress.ru об особенностях своей профессии.

Трамплин в будущее

— В 1989 году мой отец устроился работать водителем на телецентр. В то время из Прибалтики в Куйбышев пригнали самую современную на тот момент ПТС — передвижную телевизионную студию. И папа начал совмещать работу водителя и технического сотрудника, благо образование позволяло. Спустя десять лет он решил попробовать себя в качестве оператора и вслед за детской редакцией перешел в телерадиокомпанию «СКАТ». В то время телестудия «Товарищ» работала на ее базе. Меня не раз звали в студию, но я почему-то активно сопротивлялся. Мне тогда больше были интересны музыка и автомобили, о телевидении не думал совсем. Но в итоге все равно пришел.

Было здорово. Я снимался в коротких сценках по типу «Ералаша», учился брать интервью. А вот камеру в руках держать не приходилось. В целом «Товарищ» для многих самарских телевизионщиков стал трамплином в профессию. При моем участии был снят документальный фильм об этом — «Бегущая по волнам».

Влиться в коллектив

— В 2003 году я окончил 11-й класс. К тому времени уже четыре года занимался в «Товарище». После школы мне посчастливилось устроиться на ГТРК ассистентом режиссера. В институт культуры на факультет режиссуры поступить тогда не удалось. Студентом заочного отделения я стал годом позже. Моя специальность — организатор культурно-массовых мероприятий.

Работая ассистентом режиссера, я понял, что мой путь лежит в этом направлении. В кадре себя не видел, а вот за ним чувствовал себя вполне комфортно. На первой должности проработал четыре года, параллельно учился. Потом руководитель группы операторов Валерьян Глебович Введенский предложил: «Что ты тут с кассетами бегаешь? Пойдем к нам». Так и вышло, что я стал оператором.

Учиться пришлось многому. Конечно, никто не отправит молодого сотрудника сразу на съемки. Сначала стажировка. Естественно, все начинается со студийной работы под присмотром более опытных коллег, новостных выпусков, записей передач. Следующий этап — самостоятельная работа в студии. Только после этого выезды. Чтобы набраться опыта, я в больших количествах смотрел фильмы известных мастеров, сериалы. Когда имеешь определенные навыки, учиться можно просто глядя кино и анализируя, как снята та или иная сцена. Полезной была и стажировка на ВГТРК в Москве — многому научился.

«Киношненько вышло»

— Одна из первых моих самостоятельных съемок была, кажется, в городской думе. Обычно для полутораминутного сюжета мы привозим исходники минут на десять. Я привез минут 40. При этом сильно ошибся с экспозицией, половина планов были темными. В общем, откровенный брак. Монтажеры как-то вытянули все это. Сюжет вышел в эфир. Введенский посмотрел и сказал: «Как-то киношненько вышло». Более-менее уверенно я почувствовал себя через год или два. Хотя так говорить неправильно. Надо постоянно совершенствоваться. Как только ты посчитал, что можешь все, нужно уходить из профессии. Тем более, телевидение меняется очень быстро. Раньше мы снимали на большие тяжелые камеры с кассетами, картинка с которых не поддавалась цветокоррекции. А сейчас на вооружении совершенно другое оборудование. Мы стали более оперативными. Можем за считанные минуты передать в студию материал из любой точки города и области. Его тут же приведут в эфирный вид и покажут жителям.

Ненормированный график

— Прежде всего оператор на программе «Вести» — это работа в тандеме с журналистом. Одинаково важны и картинка, и мастерство корреспондента. Мы должны вместе выполнить редакционное задание и предоставить качественный, интересный материал. А еще забыть о четком рабочем графике. Это специфика профессии: с утра совещание, днем выставка, а ближе к ночи может случиться что-то неожиданное и обязательное к освещению. Например, экстренная встреча губернатора, какое-то происшествие, важное новостное событие. Так что рабочий день от 14 часов и больше для нас дело обыденное. Непросто и на съемках ЧП. Была у нас когда-то программа «Дежурная часть». Приходилось выезжать на пожары, дорожные аварии, криминальные происшествия. Первое время психологически тяжело. Помню съемку: ДТП с участием мотоциклиста в районе Барбошиной поляны, у храма. Молодой человек погиб, на место уже приехали его родные, слезы, крики. И тут мы с камерой… В таких случаях важно оставаться прежде всего человеком, уметь сочувствовать и не лезть в гущу событий ради уникального эмоционального кадра.

Но самое сложное — находить что-то новое. В жизни каждого оператора ежегодно случаются первосентябрьская линейка, 9 Мая. Стараюсь не повторяться насколько это возможно, снять сюжет интереснее, лучше, необычнее. Для этого надо смотреть по сторонам. Хороший оператор тот, кто не только видит, но и слышит, что происходит вокруг.

Преемственность и конкуренция

— Наша телерадиокомпания — это не только новости. Так вышло, что я был единственным оператором компании, аккредитованным на стадион «Самара Арена». Мы с журналистом снимали предматчевые тренировки и пресс-конференции. Параллельно работали в фан-зоне на площади Куйбышева. Все было организовано на очень высоком уровне, воспоминания самые хорошие. Никаких накладок, конфликтных ситуаций. Вообще, вести спортивные трансляции приходится часто. Это и футбол, и хоккей. Погодные условия разные — дождь, снег, мороз, жара. К этому тоже любой оператор готов. Мне доводилось снимать и документальные фильмы, и различные проморолики, и цикловые передачи, спецрепортажи. Любимые жанры, безусловно, есть. Это документальное кино и постановочные сьемки. Не так давно мы выпустили три сезона детского телесериала «Все по-честному» — очень интересная работа и первый опыт в таком формате.

У нас с отцом, Валерием Владимировичем Анненковым, сложилась своеобразная, но очень правильная творческая конкуренция. Сформировалась она, когда мы еще работали в разных компаниях. В 2007 году он учился в Москве, стал режиссером документального кино. Его дипломная работа была отмечена на всероссийском этапе премии «ТЭФИ». Потом он долгое время работал на «СКАТе» и в «Губернии». Мы всегда смотрели работы друг друга, обсуждали, спорили. В 2015 году я был оператором-постановщиком фильма «Счастливый случай». Это кино получило статуэтку «ТЭФИ-Регион» и сравняло наш с ним счет — 1:1. Еще два проекта, которые я снимал, — «Русская трагедия» и сериал «Все по-честному» — привезли награды из Москвы, став победителями в номинации «Документальное кино» и «Телевизионный художественный фильм». Радуемся успехам друг друга, много дискутируем о творчестве. И я счастлив, что отец — один из главных моих наставников и учителей в профессии.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации