Спектакли для всех органов чувств. В Самаре прошла «Неделя современного театра»

10.02.2021

198

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Екатерина Елизарова

Со 2 по 7 февраля Самара стала площадкой для первого фестиваля «Неделя современного театра». Основные события проходили в галерее «Виктория», а спектакль «Прислоняться» вышел за рамки не только выставочного пространства, но и в принципе замкнутого помещения.

«Агрегация»

Спектакль начинается необычно. Зрителей, рассаженных в круг спиной к центру, просят включить мобильные телефоны. Продолжается еще более странно — аппараты нужно сдать в общую коробку. Для 20-летних, у которых телефон — «продолжение руки», это, безусловно, стресс. Но именно с такого акта доверия организаторам начинается путешествие в глубину себя.

«Агрегация» Юрия Сорокина — социальный эксперимент о коммуникациях. Главный предмет исследования — невысказанные слова. Главная задача — чтобы они прозвучали. Главный критерий — психологическая безопасность участников. Этому очень способствовал спокойный и доброжелательный тон ведущего мероприятия — актера театра «Место действия» Павла Синева.

Каждый из 27 участников первой самарской Агрегации» должен был решить для себя — писать на листочке или нет. Слова, которые не может сказать вслух, те, которые не может сказать другому человеку, и те, которые хотел бы услышать сам. После каждого эпистолярного этапа бумажки с анонимными посланиями перемешивались и зачитывались вслух в виде импровизированного диалога каждой из нескольких пар добровольцев.

Ощущения от эксперимента странные. Удивительное чувство щекочущего нервы саспенса (как не выдать выражением лица, что это твоя фраза?) и безопасности (листочки безлики). Иногда пытаешься угадать, кому принадлежит послание, а иногда стараешься вспомнить — не ты ли это писал? Самую бурную реакцию вызывали совпадения — когда фраза, прочитанная одним участником «диалога», становилась точным ответом на фразу другого участника.

Примерно одинаковый возраст участников (почти все — от 20 до 30, и несколько человек среднего), видимо, стал решающим фактором в выборе тем посланий. Были политические заявления, любовные страдания и много о принятии себя самим собой и другими людьми.

Вывести на свет слова и чувства, которые сокрыты глубоко внутри, — одна из целей спектакля. Другая заложена в самом названии. Агрегация — процесс объединения элементов в одну систему. Именно это и произошло. Между незнакомыми людьми в ходе социального эксперимента установились теплые отношения. Это стало особенно заметно в финальной части, когда каждый должен был написать присутствующим. Звучали пожелания относиться к себе добрее, принять себя, а также слова поддержки для тех, кто отправил в пространство комнаты особенно болезненные послания. Люди прониклись взаимным доверием, несмотря на то, что никто не знал, являются ли озвученные послания душевными откровениями или творческим актом самопрезентации.

«Агрегация» стала интересным опытом переживания. Эксперимент позволил увидеть что-то новое в себе и своих отношениях с окружающими.

— Я была на этом спектакле в Санкт-Петербурге на фестивале «Точка доступа», — рассказала на обсуждении участница Екатерина. — В 2018 году про политику в посланиях не было вообще ничего. Участники писали об отношениях с собой, с другими людьми, с деньгами. Сегодня спектакль получился, его конструкция устояла. Когда такие вещи идут не так, люди начинают срываться — кидать стулья, отказываются писать сообщения, начинают разговаривать. Самарская публика более дисциплинированная, приходя в театр, играет по правилам.

Лекция Никиты Славича
«Получи катарсис или…»

Куратор фестиваля, режиссер Никита Славич в первый день форума решил ввести самарцев в контекст современного театра лекцией с названием «Получи катарсис или… ». Его презентация была нарочито далека от академичности и структурированности.
Славич рассказал о своем отношении к различным современным жанрам театра: сайт-специфик (пространство выполняет основные постановочные функции), иммерсивный (театр вовлечения, где зритель — полноправный участник происходящего), спектакль-променад (зрителям нужно пройти значительное расстояние), физический (повествование в первую очередь через физические движения), автотеатр (единственный инициатор и участник театрального действа — зритель), документальный, визуальный (основные смыслы представляют визуальные образы), цифровой (онлайн), партисипативный (театр соучастия).

Кроме того, Славич рассказал о своем опыте общения с опасными спектаклями. О физическом и психологическом напряжении, которому постановщики иногда специально, иногда по незнанию или халатности подвергали участников театрального действа. Например, демонстрация реального физического насилия на сцене, вовлечение в политические протесты на улице, плохо контролируемый пожар в людном помещении.

Эту лекцию можно также считать актом самовыражения или перформансом. Славич сразу предупредил, что является не критиком и не теоретиком театра, а практиком. Он делился с собравшимися своими переживаниями и впечатлениями об увиденных спектаклях, не претендуя на объективность, а напротив, подчеркивая свое отношение.

«Секретный спектакль»

Одним из самых интересных проектов «Недели» стал «Секретный спектакль» по пьесе иранского писателя Нассима Сулейманпура «Белый кролик красный кролик».

Этот международный театральный хит посетил более 50 стран и переведен на 29 языков. Спектакль, который ежедневно идет на Бродвее, был показан в Самаре в двух разных версиях — женской и мужской. Исполнитель видит текст, лишь оказавшись на сцене, и может импровизировать, свободно реагировать на него. После исполнения он никогда не сможет снова принять участие в спектакле. В тексте Нассим рассказывает о семье и жизни в Тегеране на примере сказки о кроликах. Через иронию и манипуляции он сносит не только четвертую стену между сценой и зрителем, но даже границы между странами. Показы организованы при поддержке агентства Aurora Nova (Германия).

В Самаре его исполнили режиссер «ВолгаФеста» Сергей Кривчиков и художник и куратор Анастасия Альбокринова.

«Общее место»

Еще одни необычный жанр в афишу фестиваля добавило «Общее место». Спектакль-книга, или play-book, — тактильный двухтомник, в котором авторы изучают, как те или иные географические места влияют на представление о мире в целом. Это абсолютно новый опыт. Здесь отсутствуют практически все основные составляющие традиционного театра: место, время, актеры, темпоритм, декорации и костюмы. Фактически обязательные составляющие спектакля — только скетч-бук и зритель. То есть авторы проекта отказываются даже от пресловутого коврика, с которого много тысяч лет назад начался театр.

Участник сам выбирает, как и где ему расположиться. В каком ритме листать страницы. На какой из них задержаться, какую пропустить. Как глубоко погружаться в прочитанное/увиденное. Если в традиционном зрительном зале аудитория «вынуждена» смотреть на сцену, сохранять тишину и спокойствие, то здесь все зависит от вашего желания и доброй воли.

Показательна наивная уверенность организаторов, что у каждого из пришедших на «Общее место» есть с собой смартфон с возможностью чтения QR-кодов, обильно разбросанных по страницам play-book. Видимо, они очень четко очерчивают границы аудитории и представляют себе ее особенности.

Рассказ автора представляет собой нечто наподобие поэтической автобиографии в произвольной форме. Скупые факты обильно перемежаются эмоциональными поэтическими и прозаическими текстами, фотографиями, даже гербарием. QR-коды ведут зрителя в самые различные точки сети интернет: к анимированным стихам, репродукциям картин, к музыкальным клипам, на сайты музеев. Все это тонкой паутиной обволакивает чувства реципиента, с тем чтобы как можно полнее передать ему мир чувств и мыслей автора.

— Спектакли все разные, — подчеркнул Славич. — Приятно, что и «Л.А.В.», и «Общее место» нашли своего зрителя. Они ведь и не должны быть хитами, как DJ NIKISSA. «Общее место» — долгое испытание, которое нужно пережить. Один на один на час остаться с книгой — сложно себя так ограничить. Или в случае с «Л.А.В.» 45 минут интенсивных запахов — сложный опыт, но уникальный. Я не знаю, где еще могут такое предложить.

Основная программа

Афиша фестиваля была составлена максимально разнообразно. Например, в ней был спектакль, где на первое место у зрителя выходит… обоняние. В романтической истории Элины Куликовой «Л.А.В. Летучие Ароматические Вещества» художественные образы создавали ароматы. Можно сказать, что именно они исполняли главные роли.

Спектакль Славича «Прислоняться» для Самары родной. Именно здесь он был создан и впервые показан три года назад. Более того, поскольку это постановка сайт-специфик, ее существование возможно только в нашем городе. А точнее — в нашем метро. Драматург Сергей Давыдов создал галерею историй на основе реальных рассказов самарцев. Участникам проекта выдавали наушники, где помимо повествования звучали указания о передвижениях. Текст разместили по станциям, чтобы получилось цельное путешествие по ветке метро из центра в город юности. По задумке создателей, в этом заключается метафора жизненного пути.

Завершающим событием фестиваля стал спектакль-вечеринка DJ NIKISSA (Никита Славич, Егор Курчугин, Маша Все-Таки, Полина Коротыч). Создатели на основе 30 популярных песен попытались проанализировать историю и культуру постсоветской России. Помимо самих музыкальных композиций авторы использовали анонимные комментарии к ним. Сплетение вокально-инструментального и вербального текстов составляет основу спектакля, а участие зрителей в своеобразном ретрокараоке и их непосредственная реакция дают ему новую жизнь, позволяя каждый раз быть неповторимым.

Никита Славич,

куратор и организатор фестиваля «Неделя современного театра»:

— Все показы прошли по плану, чему я очень рад. Были, конечно, и неожиданности. В «Секретном спектакле», когда выливали «яд», все пошло не по сценарию, но пьеса это позволяет. У самарской публики есть запрос на соучастие — это нормально, у нас другая аудитория, не та же, что у театра драмы. Наши зрители хотят не просто наблюдать и сопереживать, а влиять на происходящее. Подобные отношения с представлением сформированы и интернетом, и видеоиграми, и смартфонами — это совсем другое поколение.

Программу подбирали разнообразную, чтобы спектакли были и партисипаторные (требующие непосредственного участия зрителей — прим. авт.), и сайтспецифические (место играет решающую роль в развитии сюжета — прим. авт.). Нашей задачей было показать, каким разным может быть современный театр.

Говорить об ажиотаже относительно нашего фестиваля нельзя, поскольку спектакли были рассчитаны на малое количество мест. В «Агрегации» можно разместить только 27 человек, иначе структура посыплется. В «Общем месте» — вообще один зритель наедине с книгой. Спрос сильно превышал количество билетов. Я горжусь самарской публикой, и это вдохновляет.

Продолжение будет. Галерея «Виктория» уже предложила мне собрать программу еще более хитовых спектаклей. На их летнем фестивале «Назад в город» планируются в том числе и театральные проекты. У меня уже есть идеи, и я предвкушаю, что это будет невероятно. Прошедший фестиваль выдался очень разнообразным, и зрителю сложно было определиться с тем, какой спектакль ему подойдет, нужно попробовать все. А летом представим хиты, которые подойдут абсолютно всем, чтобы никто не ушел недовольным.

Читайте также:

Город

Может ли управляющая компания передать долг за «коммуналку» коллекторам

На эти и другие вопросы отвечают представители прокуратуры

Город

Ретро-музыка и показ мод: как в Самаре женщин поздравили с 8 Марта

Поздравления прекрасной половины человечества в объективе нашего фотокорреспондента

Культура

Был такой спектакль. «Танго Кристи» — поездка «Доктора Чехова»

О постановке самарской актерской мастерской по пьесе Юджина О’Нила

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации