Бессознательное искусство на улице: что такое самарский баффинг

28.01.2021

158

Автор:

Рассказываем, как получать удовольствие от скучных стен.

В Самаре, как и в других городах России, идет вечная война между теми, кто следит за чистотой улиц и нелегальными художниками. Итогами этого взаимодействия становятся новые работы на улице, похожие на произведения Казимира Малевича, Марка Ротко, Джексона Поллока и других мэтров. Что такое баффинг? Почему он похож на работы известных авторов? В этом sgpress.ru разбиралась с экспертами.

О чем говорят стены

Баффинг — это субкультурный термин, обозначающий уничтожение любых проявлений граффити и стрит-арта силами коммунальных служб. Под словом «бафф» понимают не только пятна краски, но и различные манеры закрашивания.

Если рассматривать самарский баффинг, то его можно разделить на несколько видов. Во-первых, это колорблоки на любых поверхностях, они могут быть квадратными, прямоугольными, треугольными и так далее. Во-вторых, это закрашивание шрифтов или любых других надписей по контуру, когда предыдущий объект все еще считывается на общем фоне, а текст остается читабельным. В-третьих, это баффинг прикрепленных к стене объектов – плитки, стикеров, плакатов, вместо их удаления. В-четвертых, это масштабные композиции, состоящие из нескольких цветов, чаще всего даже сочетающихся между собой. Такой эффект происходит из-за наслоения краски.

На первый взгляд смешение красок, цветовые блоки, геометрические узоры, которые создают работники коммунальных служб, кажутся дополнительной грязью на стенах с точки зрения благоустройства. Но стоит взглянуть на них внимательнее, и можно даже наткнуться на отсылки к произведениям, которые стоят тысячи долларов.

Искусство или нет?

Как правило, цвет баффинга не совпадает с цветом фасада, благодаря этому получаются интересные абстрактные композиции. Эксперты Института исследования стрит-арта в Санкт-Петербурге утверждают, что его можно рассматривать как проявление уличного искусства, имеющего свою стилистику и форму. Спонтанные рисунки на стенах — это бессознательное творчество, или даже автоматическое. Получается, что его продуктом становится работа, сделанная по принципу «как рука ляжет». Автор здесь не осознает свою роль творца. Он никогда не подписывает работы. Мы видим только результат.

В своей рецензии на Московское биеннале стрит-арта критик Валентин Дьяконов пишет, что уличные художники сегодня оказались значительно в более привилегированном положении, чем те, кто закрашивают за ними их работы, имея в виду дворников и работников ЖКХ. Он намекает на то, что именно бафф по духу куда ближе стрит-арту, чем представленные в Манеже инсталляции.

Баффингом вдохновляются многие художники. Особенно это актуально в Москве, где граффити уничтожают очень активно. Здесь появились креативные объекты, например, фото-серия Игоря Поносова. А также работы, имитирующие бафф на улице, автора Кирилла Кто и бафф в галерейном пространстве от художника Миши Моста.

Известны примеры коллабораций с работами коммунальщиков – это проект Великой Курской стены Олега Кузнецова. Художник тщательно документировал каждый свой шаг, задавая композицию тэгами на стене. На снимках можно увидеть, как менялись рисунки, какие краски добавляли бафферы, закрашивая то, что написал автор. В этом Кузнецов нашел особую эстетику. Он сравнил некоторые баффы с абстрактным экспрессионизмом, конструктивизмом и минимализмом.

Эстетизацией баффинга занимались художники и в других странах, например, одной из первых и наиболее успешных попыток стал короткометражный фильм 2001 года американского художника Мэтта МакКормика (Matt McCormick) «The Subconscious Art of Graffiti Removal».

Alex Afix, создатель паблика «Бессознательное искусство»:

— Я считаю, что «бафф» является частью уличного искусства, главным критерием которого являются действия, выполненные в разное время в одном месте. Эта битва коммунальщиков с уличными художниками продолжается до сих пор. Как правило, городские службы не находят подходящей краски, закрашивают такой, какая есть — или просто похожей. Граффитчики пишут по свежевыкрашенному, и опять бафф, но только краска другая. Если натренировать зрение, то можно получать удовольствие от скучных стен. Порой мы видим что-то прекрасное в непримечательных предметах обыденности. Потрескавшаяся краска складывается в мозаику, а брошенная пачка сигарет становится инсталляцией. Задача зрителя, чувствовать те образы, которые мы привыкли видеть. Коммунальщики даже не знают, что такое коллаборация, и закрашивают порой бессознательно, спеша к праздникам. А вот уличные художники могут заметить нечто удивительное в простых вещах. Моя цель была создать такое сообщество, после просмотра которого, люди сами бы выходили на улицу и включали своё воображение.

Илья Саморуков, куратор и арт-критик:

— Баффинг — это рефлексивное уличное искусство. Граффити — это разговор художника со стеной и городом. Баффинг — разговор с другим уличным произведением. Самый мощный баффер — это городские службы, которые закрашивают граффити, оставляя на их месте, как правило, не очень ровные прямоугольники. В начале 2010-х в Самаре на многих стенах можно было увидеть надпись «УБИ». Их автором был художник Никита Саранцев, который сейчас переехал в другую страну. В 2013 году журнал «Собака» даже номинировал его на премию «Дизайнер года». В местных газетах публиковали статьи с гневными цитатами мэра города, который, разумеется, обвинял УБИ в вандализме. Пожалуй, это самый громкий случай баффинга в Самаре на моей памяти. Ходили слухи, что УБИ был даже как-то связан с городскими службами, которые замазывали его граффити.

Екатерина Оленина, художница и концептуальный фотограф:

— Я считаю это не совсем искусством. Но в моих мечтах все сотрудники сферы ЖКХ – тайные фанаты Ротко, просто подражают его работам. И то, что мы видим на улице – это огромный флешмоб. Они создают новое искусство неосознанно. Если бы они закрашивали идеально, например, белую стену белой краской, то не видно было бы следов. Получается, что новые цвета формируют абстракцию. Я давно замечаю эти моменты. Это интересное явление. Отчасти цветовые квадраты даже выглядят нейтральными по сравнению с адскими надписями школьников или испорченными тэгами классными граффити. Страшнее, когда баффят именно хорошие работы. Работники ЖКХ закрашивают стены по принципу: «Мы замажем все, неважно, что там». У них нет права выбора, в отличие от авторов. Насколько я знаю, в Самаре не очень с культурой и уважением в среде уличных художников. Многие пренебрежительно относятся к творчеству друг друга. Это грустно.

В материале использована информация из статьи исследовательского семинара, в рамках курса по уличному искусству и прикладной урбанистике для студентов РГГУ (Институт исследования стрит-арта)

Фото автора

Читайте также:

Новости

Елена Лапушкина подвела итоги «Ночи музеев» в Самаре

Всероссийская акция прошла в субботу, 15 мая. Музеи с уникальными программами открыли свои двери для всех желающих, а на улице […]

Новости

Светлана Бескоровайная: благодаря решениям губернатора в Самарской области созданы условия для развития промышленности и привлечения инвесторов

Перед традиционным Посланием главы региона депутат рассказала, как в регионе реализуются инициативы президента в сфере экономики и промышленности В Самарской […]

Новости

Под Самарой изменили схему движения транспорта из-за ремонта трассы М-5 «Урал»

Речь идет про реконструкцию магистрали на участке со 1034 до 1042 км в районе примыкания обводной дороги Самары к федеральной трассе. […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации