Хтонь или дворовый дадаизм: что такое самарский ЖЭК-арт

04.12.2020

388

Автор: Жанна Скокова

Разбираемся в сути нового вида искусства вместе с экспертами.

Плюшевые игрушки, прибитые к деревьям, лебеди из покрышек, фигурки из пластиковых бутылок, пеньки с нарисованными глазами и многое другое можно встретить в некоторых самарских дворах. Это атрибуты жилищно-коммунального арта – низового уличного искусства. Какое место оно занимает в нашей культуре? Кто его создает, и кто с ним борется?..

В этих и других вопросах вместе с экспертами разбиралась наш журналист Жанна Скокова — ведущая экскурсий для стрит-хантеров, посвятившая не один год изучению современного уличного искусства.

Культурный феномен

Веселье без допинга

Чтобы понять, какое место занимает ЖЭК-арт среди других видов уличного искусства, необходимо разобраться в его истоках. Принято считать, что он выделился из маргинальных и низовых форм творчества. Его эстетика сложна для восприятия. Стрит-арт в привычном его понимании – это стереотипы, связанные с привлекательными рисунками на стенах и инсталляциями, вызывающими умиление (подробней о стрит-арте можно почитать в другой статье). Однако этим он не ограничивается. Авторы, осознавая это или нет, часто прибегают к обустройству городского пространства подручными средствами.

Приспосабливать окружающий мир под себя могут как горожане и дворники, так и современные художники, например, в рамках выставок. Сюда можно отнести и наивное творчество работников коммунальных служб – закрашивание граффити и надписей, которое художники на своем сленге называют «баффинг».

Термин ЖЭК-арт или ЖКХ-арт утвердился благодаря одноименному паблику во «ВКонтакте», появившемуся в 2014 году. Здесь с самого начала публиковали фотографии объектов со всех уголков страны. Авторами была собрана колоссальная база, которая ярче всего иллюстрирует ЖЭК-арт и формы его проявления.

Можно выделить несколько типов, которые встречаются в российских городах. Среди них поделки из покрышек и шин. Это самый популярный материал, из которого можно изготавливать не только клумбы, но и животных. Второе место по праву занимают плюшевые игрушки. Они могут быть представлены во дворах как по отдельности, так и большими группами, напоминая хаотичный зоопарк. Часто можно встретить зверьков, прибитых к деревьям гвоздями или буквально распятых на стволах. Порой они могут оставлять жуткое впечатление.

Используются и другие материалы, например, бутылки. Из них также создают персонажей, иногда вымышленных – сказочных существ, утрированных и примитивных животных, человекоподобных фигур.

Еще один сложный, но востребованный материал – дерево. Из пеньков вырезают животных, а из стволов сухостоев создают скульптуры. Здесь все зависит от воображения автора. К подобному творчеству можно отнести деревянных идолов или тотемы, отсылающие к мотивам Древней Руси. Некоторые из них создавались еще в советское время как стандартное украшение двора или парка.

К ЖЭК-арту относится также роспись стен местными жителями, детьми и даже профессиональными художниками. Обычно во дворах появляются рисунки с сюжетами из мультфильмов, сказок, мотивы народного творчества и отсылки к классическим произведениям. Когда объектов становится много, то из них сооружают масштабные скульптуры, инсталляции и ансамбли. Они могут занимать пространство целого двора.

Часто ЖЭК-арт выглядит как предмет, созданный неумелыми руками. Есть и более качественные работы, которые изготовили профессиональные мастера, например, работники шиномонтажки, слесари, электросварщики, резчики по дереву, скульпторы.

Деградация или эволюция пространства

Без дома, без семьи, без будущего

Почему возникает ЖКХ-арт? Несмотря на то, что на дворе 2020-й год, новые объекты продолжают появляться. Искусствовед и сооснователь движения «Партизанинг» Антон Польский считает, что народному творчеству способствует урбанизация и переселение в города жителей из деревень. Люди пытаются добавить немного уюта в каменные джунгли. Также на его появление повлияло восприятие быта советского времени, когда люди вынуждены были собирать что-то своими руками из-за дефицита товаров.

Ещё одна из причин появления ЖЭК-арта – низкий уровень благоустройства и отсутствие какого-либо дизайна в городской среде.

— Я думаю, что ЖКХ-арт возник из-за всеобъемлющей серости типичных российских дворов, — говорит автор книги «Как воспринимать ЖКХ-арт?» Полина Соколова. – Коммунальные службы не пытаются скрасить хоть как-то эту серость, и тогда сами жители двора начинают креативить. И делается это средствами, которые им доступны: бутылки, шины и другие предметы обихода. Как правило, этим занимаются жители провинциальных городов, где развитие инфраструктуры происходит медленнее, чем в столице и других крупных населенных пунктах.

С другой стороны, это не всегда самостоятельное украшение территории, а скорее способ самовыражения. Яркий пример – один из дворов в Самаре на улице Галактионовской. Здесь местная жительница коллекционирует пластиковые изделия и крышечки определенных цветов. Из них она собирает, как из конструктора, местную флору и фауну. Среди экспонатов есть манекен, картины, детские игрушки.

Творчеством занимаются не только горожане, но и работники ЖЭКов. Среди них есть и мигранты из ближнего зарубежья. Они создают фантазийные клумбы, строят необычные заборы, закрашивают стены цветными заплатками. Именно баффинг порой выделяется как одно из самых креативных проявлений. Им вдохновлялись современные художники Кирилл Кто и Миша Мост. Некоторые авторы брали баффинг за основу своих будущих произведений, дорабатывая и дополняя его какими-то новыми деталями. Таким образом, создается замкнутый круг и бесконечная коллаборация – коммунальщики закрашивают стрит-арт и граффити, то есть создают новые работы. Эти рисунки вновь перерабатывают уличные художники. Затем приходят представители ЖЭКа и снова перекрывают это творчество.

Пляжная сказка

Бытует мнение, что ЖЭК-арт идеализирует примитивное искусство как дадаизм. Но это не совсем так. В коммунальном искусстве нет иронии и рефлексии, присущей дадаистам. Авторы создают только то, от чего сами получают эстетическое удовольствие или то, что считают правильным.

Но не всех ЖКХ-арт устраивает. Власти усмотрели в нем множество недостатков, один из которых это захламление пространства ненужными предметами. В 2019 году администрации районов Самары получили особые рекомендации от департамента городского хозяйства и экологии. В документе просят отказаться от использования шин для благоустройства цветников, спортивных и детских площадок, обустройства парковок. Лишние предметы во дворах нужно было собрать и утилизировать, а с жителями поговорить. Но есть те, кто не согласны с таким решением. Все-таки у коммунального искусства есть много сторонников.

Полина Соколова

дизайнер и автор книги «Как воспринимать ЖКХ-арт?»:

— Я сама родилась и выросла в маленьком сером подмосковном городе, где все дворы украшены ЖКХ-артом. Каждый раз, проходя путь от дома до электрички, я наблюдала разные поделки из бутылок, шин, дерева. Я знаю в лицо женщину, создающую эти работы у нас во дворе. И мне всегда была интересна фантазия этих людей, их творческий потенциал. Потому что это то, с помощью чего они борются с серостью вокруг, а мне всегда хотелось бороться с этой серостью. В основном, ЖКХ-артом занимаются те, у кого много свободного времени. Но мотивация у всех разная: самореализация, способ выплеснуть эмоции, борьба с одиночеством, желание создать произведение искусства. Представьте двор возле обычной пятиэтажки. И как-то только ты создаешь в нем объект ЖКХ-арта, тебя немедленно начинают узнавать люди. Теперь они с тобой разговаривают, что-то спрашивают, предлагают какие-то материалы. Все! Ты дворовая звезда, а еще вчера тебя никто не замечал.

Я думаю, что, как и любое проявление любви и тепла, это явление заслуживает быть принятым горожанами. Мне больно слышать истории людей, создающих ЖКХ-арт в своём дворе и наблюдающих, как кто-то, пожаловавшись в высшие инстанции, разрушает их творение, а вместе с ним и их творческий потенциал. Я понимаю, что мы живем во время активной заботы об экологии, и многие считают ЖКХ-арт загрязнением окружающей среды. Но не всегда, ссылаясь на заботу об экологии, разрушители дворового искусства заботятся о ней. Зачастую здесь играет главную роль собственничество и ханженство — «чей двор, того и хоромы».

Николай Вашуркин

председатель общественной организации «ЭкоКонтроль63»:

— Клумбы-лебеди из автомобильных покрышек, иные арт-объекты из пластиковых бутылок на газонах и во дворах — это наследство постсоветского периода. К этому нужно относиться очень просто – было и прошло. Не нужно эти вещи приравнивать к искусству. Кто-то делает прекрасные вещи из дерева, кто-то из металла, а кто-то из покрышек и ПЭТ-бутылок. Это интересно в качестве привлечения внимания к актуальным вопросам экологии и вполне востребовано на современных альтернативных экоплощадках. Но транслировать на дворы это не стоит. К тому же они оказывают вредное воздействие на природу и человека. К этому вопросу необходимо подходить системно и комплексно. В настоящее время в нашем регионе существует много программ по благоустройству дворов, в рамках которых ликвидируются старые скамейки, турники, качели и клумбы-лебеди из автопокрышек. Взамен старому приходят новые детские комплексы.

Утилизировать покрышки — это зачастую серьезная проблема. Во-первых, их запрещено размещать на полигоне, поскольку на основании распоряжения правительства РФ автомобильные покрышки являются отходом, в котором содержатся полезные утильные компоненты. Значит, необходимо их передавать в специализированные организации для переработки и утилизации. Во-вторых, такие организаций в нашем регионе совсем немного на огромный объем покрышек. К нам в «ЭкоКонтроль» почти ежедневно обращаются по поводу приема автопокрышек. Мы стараемся оказывать содействие и людям, и администрациям районов и городов, привлекая к этому переработчиков. Но, как показывает практика, далеко не каждый готов забирать любые автопокрышки. В течение трех лет у нас получилось выстроить взаимоотношении с утилизатором — компанией «Северный Альянс». Окрашенные покрышки, а также шипованные являются для переработчика обременением, поскольку при их утилизации нужны дополнительные вложения.

В статье использована информация исследовательского семинара, в рамках курса по уличному искусству и прикладной урбанистике для студентов РГГУ.

Читайте также:

Новости

В Самаре пройдет суперфинал международного многожанрового фестиваля-конкурса искусств

В субботу, 27 апреля, с 9:00 до 19:00 в ДК «Нефтяник» пройдет суперфинал международного многожанрового фестиваля-конкурса искусств «НАШ КОНКУРС – […]

Новости

В Самаре прошел средник в парке Щорса, претендующем на благоустройство в 2025 году

В Самаре наводят чистоту в городе после зимы в рамках традиционного месячника по благоустройству, который проходит в апреле. Работы ведутся […]

Новости

Жигулевская ГЭС произведет максимальный сброс воды

В пятницу и субботу, 26 и 27 апреля, запланирован максимальный сброс воды до 26 500 куб.м/с через гидроузел Жигулевской ГЭС. […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации