В Доме актера прошел вечер одной из «закулисных» профессий
Зрители наблюдали дефиле театральных костюмов и узнали все о работе костюмера.
ПРИХОДЯ В ТЕАТР, мы в основном видим только его парадную сторону — сцену и актеров. А весь огромный механизм, запускающий спектакль в движение, сокрыт от нашего взора.
Два года назад в Самарском отделении Союза театральных деятелей России решили восстановить справедливость и вывести под лучи софитов людей, о наличии которых зритель порой даже не догадывается. В Доме актера прошли вечера, посвященные профессиям дирижера, гримера-постижера, организатора театрального дела, педагога-репетитора балета.
На этот раз в центре всеобщего внимания оказались костюмеры. После приветственного слова председателя Самарского отделения СТД Владимира Гальченко в зале неожиданно стало темно, а через несколько секунд в луче света появилась печальная девушка в средневековом наряде. Склоненная голова, словно в бессилии упавшие руки… Вслед за ней потянулась длинная вереница не менее интересных женских персонажей. Скромные и игривые, веселые и унылые… Присутствующие в зале восторженными аплодисментами встречали каждую модель, приятно удивляющую современного человека кринолинами, шлейфами и рюшами. Все эти наряды созданы студентами СГАСУ, а в показе участвовали учащиеся театрального курса академии Наяновой.
После дефиле к зрителям обратилась ведущая вечера — доцент кафедры журналистики Поволжской социально-гуманитарной академии, театральный критик Галина Торунова: «Актер выходит на сцену. Еще не сказано ни слова, а зритель уже знает, что это за эпоха, в которой живет персонаж. Понимает, дурак он или умный, комик или трагик. Разобраться в этом помогает театральный костюм». А после этого устроила для присутствующих небольшой экскурс в историю…
Галина Михайловна попросила одну из девушек, кто посмелее, подняться на сцену. После того как студентка по имени Екатерина там оказалась, опытный костюмер театра драмы Людмила Ширяева помогла ей облачиться в шикарный старинный женский наряд. Ведущая стала учить Екатерину ходить так, чтобы юбка не сильно колыхалась, и правильно садиться на стул, всем своим видом демонстрируя достоинство. Потом смелую девушку попросили поделиться впечатлениями. Она сказала, что платье, конечно, очень красивое, но чувствует она себя в нем непривычно и не хотела бы носить подобную одежду.
Актер театра драмы, заслуженный артист России Олег Белов на сцену не вышел, а скорее выпорхнул. Облаченный в костюм героя спектакля «Амадеус», он и не мог передвигаться иначе. Олег Константинович рассказал зрителям о том, что такого количества костюмов, как в этой постановке, у него нет больше нигде. И один краше другого! На вопрос, какую роль в жизни артиста играет сценический наряд, он ответил так: «Когда надеваешь специальный костюм для роли, то меняется пластика, изменяются внутренние ощущения. Он может даже сильно помочь на сцене. Например, как-то один актер, игравший Отелло, забыл загримировать руки. Зрители недоуменно переглядывались. А во втором акте он вышел и демонстративно… снял светлые перчатки. То есть сделал вид, что и в первом акте был в них…»
Мастеров театрального костюма в этот вечер поздравили также солистки театра оперы и балета Ольга Волкова и Людмила Дворянчикова.
А в финале на сцену вышли главные действующие лица — костюмеры ведущих театров Самарской области. Они рассказали о специфике своей работы, вспомнили интересные случаи. Например, сотрудница Сызранского драматического театра имени А.Н. Толстого поведала, как однажды на спектакле во время пикантной сцены у героя-любовника… лопнули брюки. Актер спиной отошел к заднику сцены, продолжая играть. Пока же он играл, штаны ему быстро зашили. А костюмер Самарского театра драмы и «Актерского дома» поделилась с публикой, как сложно было работать в спектакле «Яблочная леди», где Веру Ершову нужно было переодеть из лохмотьев в шикарное черное платье в течение… 13 секунд!
Зрители из зала задали немало вопросов героям вечера. Например, где учат на костюмера, должен ли он быть психологом, работая с артистами, чем отличается изготовление балетной пачки и пышного платья… А актеры с цветами в руках благодарили своих мастеров, без которых сценическое действо было бы серым и скучным.
Культура
Культура
Культура