Театр начинается с вешалки

10.11.2010

44

Автор:

Театр начинается с вешалки

В Доме актера прошел вечер одной из «закулисных» профессий

Зрители наблюдали дефиле театральных костюмов и узнали все о работе костюмера.

ПРИХОДЯ В ТЕАТР, мы в основном видим только его парад­ную сторону — сцену и актеров. А весь огромный механизм, запускаю­щий спектакль в движение, сокрыт от нашего взора.

Два года назад в Самарском от­делении Союза театральных деяте­лей России решили восстановить справедливость и вывести под лу­чи софитов людей, о наличии ко­торых зритель порой даже не до­гадывается. В Доме актера прош­ли вечера, посвященные професси­ям дирижера, гримера-постижера, организатора театрального дела, педагога-репетитора балета.

На этот раз в центре всеобще­го внимания оказались костюмеры. После приветственного слова пред­седателя Самарского отделения СТД Владимира Гальченко в зале неожи­данно стало темно, а через несколь­ко секунд в луче света появилась пе­чальная девушка в средневековом наряде. Склоненная голова, слов­но в бессилии упавшие руки… Вслед за ней потянулась длинная вереница не менее интересных женских пер­сонажей. Скромные и игривые, ве­селые и унылые… Присутствующие в зале восторженными аплодисмен­тами встречали каждую модель, приятно удивляющую современно­го человека кринолинами, шлейфа­ми и рюшами. Все эти наряды соз­даны студентами СГАСУ, а в показе участвовали учащиеся театрального курса академии Наяновой.

После дефиле к зрителям обра­тилась ведущая вечера — доцент ка­федры журналистики Поволжской социально-гуманитарной академии, театральный критик Галина Торуно­ва: «Актер выходит на сцену. Еще не сказано ни слова, а зритель уже зна­ет, что это за эпоха, в которой жи­вет персонаж. Понимает, дурак он или умный, комик или трагик. Разо­браться в этом помогает театраль­ный костюм». А после этого устро­ила для присутствующих неболь­шой экскурс в историю…

 

Галина Михайловна попроси­ла одну из девушек, кто посмелее, подняться на сцену. После того как студентка по имени Екатерина там оказалась, опытный костюмер теа­тра драмы Людмила Ширяева по­могла ей облачиться в шикарный старинный женский наряд. Ведущая стала учить Екатерину ходить так, чтобы юбка не сильно колыхалась, и правильно садиться на стул, всем своим видом демонстрируя досто­инство. Потом смелую девушку по­просили поделиться впечатления­ми. Она сказала, что платье, конеч­но, очень красивое, но чувствует она себя в нем непривычно и не хотела бы носить подобную одежду.

Актер театра драмы, заслужен­ный артист России Олег Белов на сцену не вышел, а скорее выпорх­нул. Облаченный в костюм героя спектакля «Амадеус», он и не мог передвигаться иначе. Олег Констан­тинович рассказал зрителям о том, что такого количества костюмов, как в этой постановке, у него нет больше нигде. И один краше дру­гого! На вопрос, какую роль в жиз­ни артиста играет сценический на­ряд, он ответил так: «Когда надева­ешь специальный костюм для ро­ли, то меняется пластика, изменя­ются внутренние ощущения. Он мо­жет даже сильно помочь на сцене. Например, как-то один актер, играв­ший Отелло, забыл загримировать руки. Зрители недоуменно перегля­дывались. А во втором акте он вы­шел и демонстративно… снял свет­лые перчатки. То есть сделал вид, что и в первом акте был в них…»

Мастеров театрального костюма в этот вечер поздравили также со­листки театра оперы и балета Ольга Волкова и Людмила Дворянчикова.

А в финале на сцену вышли главные действующие лица — ко­стюмеры ведущих театров Самар­ской области. Они рассказали о специфике своей работы, вспомни­ли интересные случаи. Например, сотрудница Сызранского драмати­ческого театра имени А.Н. Толсто­го поведала, как однажды на спек­такле во время пикантной сцены у героя-любовника… лопнули брю­ки. Актер спиной отошел к заднику сцены, продолжая играть. Пока же он играл, штаны ему быстро заши­ли. А костюмер Самарского театра драмы и «Актерского дома» поде­лилась с публикой, как сложно бы­ло работать в спектакле «Яблочная леди», где Веру Ершову нужно было переодеть из лохмотьев в шикарное черное платье в течение… 13 секунд!

Зрители из зала задали немало вопросов героям вечера. Например, где учат на костюмера, должен ли он быть психологом, работая с арти­стами, чем отличается изготовление балетной пачки и пышного платья… А актеры с цветами в руках благо­дарили своих мастеров, без кото­рых сценическое действо было бы серым и скучным.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля