Или рассказ о жизни по ту сторону электровагона
«КИРОВСКАЯ», «Спортивная», «Московская», «Российская»… В процессе строительства – «Алабинская». Метро уверенной поступью входит в жизнь самарцев. Но ведь метро — это же не только станции и электропоезда. Наверняка где-то есть место, где ночуют синие вагончики, где трудится ремонтная бригада. Да и у машинистов должна быть комната отдыха! А еще интересно, есть ли у работников метро свои байки, страшилки и приметы? Забредают ли в туннели животные? Вопросы, может быть, и наивные, но уж больно хотелось получить на них ответ.
Руководство метрополитена отнеслось к идее моего визита спокойно, и буквально через два дня он вполне успешно состоялся.
В электродепо «Кировское», что у конечной станции «Юнгородок», я буквально летела: меня ждала почти индивидуальная экскурсия по стратегическому объекту города! Согласитесь, не каждый день такое случается. Но на просьбу «Расскажите мне что-нибудь ЭТАКОЕ!» встретивший меня начальник электродепо Владимир Дробинин ответил категорическим отказом: «Если вам нужно что- то неординарное или тем более смешное, то вы пришли не в ту организацию, — улыбнулся он. – Метрополитен – это очень четкий механизм. От собранности наших сотрудников зависит безопасность пассажиров, и на шутки времени не остается. Человеческая жизнь слишком ценна, чтобы мы могли позволить себе рисковать ею. Пойдемте, я лучше вам депо покажу».
С первого взгляда депо можно сравнить с автосервисом. На территории электродепо два основных блока: текущего ремонта и отстойно- ремонтные пролеты (ОРП-1). В первом довольно шумно от работы станков и мойки. Все помещение разделено на небольшие комнатки, где работа идет не переставая.
— Какую-то деталь нужно заменить, что-то нужно прочистить, где- то подкрасить вагон. Все эти работы расписаны у нас на год вперед, — рассказывает Владимир Дробинин. — Каждая деталь вагона, даже самая маленькая, имеет свой срок годности. Мы тщательно следим за тем, когда он заканчивается, и сразу же ее меняем.
Новые и сточившиеся больше чем наполовину колеса, блестящие и коричневые от времени и изношенности рамы, на которых эти колеса крепятся, свежевыкрашенные двери с обновленной надписью «Не прислоняться»… Оглянувшись по сторонам, понимаешь: вокруг тебя разобранный вагон. В голове пронеслось: «Вот это я понимаю конструктор «Lego»! Есть над чем голову поломать, чтобы ни одной детальки «лишней» не осталось!»
Но на меня большее впечатление произвело само электродепо, или ОРП-1. Во-первых, людей больше. Кстати, работают здесь в основном мужчины. Потому что женщинам по закону запрещается быть машинистами электропоездов – работа слишком вредная. Да и с ремонтными работами прекрасный пол вряд ли справится из-за большой физической нагрузки: вагоны весят больше 30 тонн и подручные материалы все увесистые. Ежедневно бригада тренируется на запасных вагонах. Со стороны казалось, что ребятам первый раз поставили задачу приподнять вагон над рельсом (как на домкрате). Одни – торопились, другие – отставали…
— Им сейчас спешить некуда, — объяснил наблюдающий за практикой машинист-инструктор. – На учебе медлить даже нужно – это возможность прощупать каждую деталь, изучить ее своей рукой. Зато потом, если не дай бог что-то случится, каждый их шаг будет взвешен, четок и отлажен.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Куйбышевский облисполком в сентябре 1968 года выдал институту «Метрогипротранс» задание на разработку «технико- экономического обоснования целесообразности строительства метрополитена в Куйбышеве». Однако регулярное движение пассажирских электропоездов началось только с 26 декабря 1987 года.
В 1980 году было начато строительство первой станции — «Кировская». В течение следующих нескольких лет прокладывались тоннели к станциям «Безымянка», «Победа», «Советская». Однако внутренняя отделка станций началась только в 1985 году.
25 декабря 1987 года состоялся торжественный митинг, посвященный открытию первого участка метрополитена. Начальнику Куйбышевского метрополитена И.И. Карнауху был вручен символический ключ. А с 26 декабря этого же года началось регулярное движение пассажирских поездов.
14 января 1988 года был зарегистрирован миллионный пассажир, в ноябре – 10-миллионный, а к 5 июля 1994 года – уже 100-миллионный. Однако за 2009 год количество перевезенных пассажиров составило всего 16 миллионов 658 тысяч человек.
Общество
Общество
Общество