Косит коса городские леса

25.03.2010

53

Автор: Дмитрий Караулов

Косит коса городские леса

Неразбериха с земельным статусом порождает проблемы

Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды упорно претендует на городские леса.

В школьные годы мы раз в год непременно выезжали отмечать День здоровья на турбазу «Дуб­ки». Чаепитие в корпусах и пение под гитару были неизменными атрибутами мероприятия. Но глав­ной все-таки оставалась встреча с природой. Не каждый ведь день можно попасть в лес, пусть и рас­положенный в черте города.

Страсть к таким вылазкам у меня сохранилась до сих пор. Не раз посещал и «Дубки», наслаждаясь нетронутой флорой в пределах губернской столицы. Впрочем, насчет нетронутой — это, к сожалению, уже в прошлом. Сегодня посетителей леса ждут не очень приятные сюрпризы. Кпримеру, можно внезап­но наткнуться на красный забор, огораживающий солидных размеров территорию. У входа краской размашисто написано: «Частная собственность». Узнав о данном факте, в самарском департамен­те строительства и архитектуры удивились — у них нет никаких данных о строительстве на этом участ­ке. Хотя, согласно регламенту, для получения разре­шения вся необходимая информация должна быть предоставлена.

Надо разобраться

Разбираться с непонятным объектом в «Дуб­ках» и другими, ему подобными, работники депар­тамента отправились вместе с сотрудниками самар­ской межрайонной природоохранной прокуратуры и самарского лесничества

За упомянутым ограждением обнаружи­ли бревенчатую избушку в состоянии полу­готовности и три уже готовые. В одну из них и пригласил нежданных гостей человек, пред­ставившийся арендатором земли. Держался он уверенно. Как выяснилось, еще в 2003 го­ду самарское лесничество предоставило ему в аренду этот участок земли под постройку турбазы. О том, что о сделке необходимо со­общить в департамент строительства и архи­тектуры, почему-то никто тогда не вспомнил. Теперь арендатор должен представить недо­стающие документы еще и туда. В остальном инцидент был исчерпан. В запросе, направ­ленном в природоохранную прокуратуру, го­ворилось и о незаконной вырубке, но спиле­но было лишь одно дерево, за что виновник уже заплатил штраф.

Не учтенная городскими властями тур­база в Дубках оказалась не единственным объектом, заинтересовавшим департамент строительства и архитектуры. Например, на 19 км Московского шоссе, в районе улиц Ан­жерской и Гидроузловской, ветхий забор­чик огораживает куда большую территорию. Природоохранная прокуратура тоже обра­тила на него внимание в связи с непонятным статусом. Почему-то по кадастровому плану эта территория значится как земли населен­ных пунктов, а по лесному является частью лесного фонда. Благодаря такой неразбери­хе еще в 2004 году, при бывшем мэре Геор­гии Лиманском, некоторым гражданам уда­лось через суд добиться права собственности на расположенный здесь лесной массив. Сей­час природоохранная прокуратура пытается это право оспорить, но пока безрезультатно.Хотя меры надо бы принимать безотлага­тельно. Потому что здесь-то вырубка идет полным ходом. Только через забор работни­ки лесничества насчитали около сотни спи­ленных деревьев. К сожалению, тщательнее рассмотреть объект не получилось. Ограж­дение, конечно, хлипкое. Однако стоило лишь замыслить его миновать, как участ­никам рейда пригрозили судебной распра­вой. В нескольких метрах от входа сторож демонстративно линчевал очередное дерев­це. «Подойдите, пожалуйста, к нам», — веж­ливо попросил охранника сопровождавший проверяющих сотрудник милиции. Прось­бу поначалу лесоруб проигнорировал. Види­мо, такой получил наказ: ни с кем в разговор не вступать, никого на объект не пущать. Но спустя время страж соизволил-таки подой­ти к калитке, где его терпеливо ждали пред­ставители власти, и поведал, что сейчас при­едут адвокаты и во всем разберутся. Однако с наскока это сделать не удастся. 40 участков, объединенных вышеупомянутым забором, сменили уже пяток собственников, и концы отыскать не так-то просто.

И подобных примеров, когда предста­вители нескольких областных и городских структур, а также природоохранной проку­ратуры даже не знают, с какой стороны под­ступиться к решению земельной проблемы, в Самаре немало. Усложняют задачу непо­нятный статус территорий и разные законо­дательные акты, на которые опираются ве­домства. Специалисты понимают: здесь не шашкой надо махать, перепихивая ответ­ственность друг на друга, а всем вместе кро­потливо работать с документами, определяя сферу компетенции организаций, выдающих различные разрешения, и приводя все к об­щему знаменателю.

Ивсем навести порядок

К сожалению, конструктивному диалогу порой мешает политическая составляющая, когда чем больше проблем у одних, тем луч­ше другим. И вот уже губернатор устраива­ет гневный разнос городскому департаменту строительства и архитектуры. Мол, не видит, что у него под носом, в самарских лесах, тво­рится, и действий никаких для наведения по­рядка не предпринимает. Как не видеть — видят, да только сделать ничего нельзя, когда в законах и полномочиях бардак и неразбериха. Когда понять, где чья территория и кому за что отвечать, — задача неразрешимая. Чем и пользу­ются ловкие дельцы, оформляя в соб­ственность участки городских лесов и возводя на них незаконные по­стройки. Есть и другая крайность. Многие граждане и целые органи­зации, которые претен­дуют на лесные участки, отно­сящие­ся к землям населенных пунктов, так и не до­жидаются разрешений. Здесь можно было бы бросить камень в сторону областного мини­стерства имущественных отношений, куда и направляются соответствующие запросы. Но не все так просто. Непринятие решений дей­ствительно происходит по вине министер­ства. Однако не имущественных отношений, а природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской обла­сти. Суть в том, что, по Лесному кодексу РФ, все леса зафиксированы в специальном рее­стре, с которым чиновники и сверяются, пре­жде чем выдавать те или иные разрешения. Но планы лесных участков, составленные департаментом лесного хозяйства Самар­ской области, скажем так, доверия не вну­шают. Потому что за основу реестра взяты данные 1995 года. Все бы ничего, да в 1997 вышел новый документ, признающий часть лесного фонда городскими лесами. И вот го­род считает эти зеленые насаждения своей собственностью, а минприроды хочет распо­ряжаться ими само. Конечно, хорошее дело — берешь устаревший документ и творишь, что желаешь. Я бы на месте областных чи­новников пошел дальше, расширив сферу влияния в разы. Взял бы карту города года этак 1586-го. Вот где простор для изъявле­ния собственной воли! Вокруг сплошь леса и лишь маленькая крепость с названием Сама­ра. Распоряжайся — не хочу. Придет, к при­меру, житель Промышленного района в ми­нистерство имущества землицы просить. Те бы и рады, да лесники говорят: «Какая зем­ля?! Да у вас тут лес сплошной! Не дадим!».

Если же серьезно, то ясно одно: пробле­ма давно назрела. Порядок надо наводить. Городская администрация этим уже занима­ется. Готовятся новые Правила застройки и землепользования. Этот документ будет ре­гламентировать использование городских земель в соответствии с картой правово­го зонирования, являющейся его составной частью. Депутаты обещают принять Прави­ла уже в июле. Но процесс тормозит мини­стерство природных ресурсов области, кото­рое пока не представило точных сведений о лесных территориях, находящихся в городе. Эти земли в документе отражены лишь в гео-графическом виде, без указания координат. Хорошо бы для пользы дела забыть о политических амбициях и как можно скорее перевести эти участки из статуса федеральной собственности в го­родские лесные земли. Тем более, что Арбитражный суд такое решение полно­стью одобрил.

Читайте также:

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Общество

Как домашние животные спасают брак и снижают стресс

«Мы испытываем чувство близости, когда смотрим в глаза своему питомцу или гладим его»

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 марта 2024 года

Рассказываем о нововведениях, которые вступили в силу этой весной