Экспертное злоключение

12.03.2010

76

Автор: Максим Калач

Экспертное злоключение

Замдиректора фирмы «Три С» могут привлечь к уголовной ответственности

Бывший главный редактор «Новой газеты» в Самаре» Сергей Курт-Аджиев требует привлечь к уголовной ответственности Владимира Серпухова, проводившего исследования компьютеров, изъятых в редакции газеты. Именно его экспертные заключения легли в основу уголовного дела против журналиста, обвиненного в использовании контрафактного

программного обеспечения.

Соответствующее заявление Сер­гей Курт-Аджиев направил 10 марта в след­ственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ по Самарской области. Напомним, что в мае 2007 года в самарской редакции «Новой газеты» (тогда он был ее главным редактором) оперативники «отде­ла К», под предлогом поиска нелицензион­ного программного обеспечения, провели обыск, в ходе которого изъяли все редакци­онные компьютеры. Вслед за этим, букваль­но через несколько дней, самарской прокура­турой было возбуждено уголовное дело по ст. 146 УК РФ («Нарушение авторских и смеж­ных прав»). Ущерб, причиненный ЗАО «1С» и корпорации Microsoft, следователи оцени­ли в 130 тыс. руб. В июле 2008 года суд при­знал господина Курт-Аджиева виновным в использовании контрафакта и приговорил к штрафу в 15 тыс. руб. Причем на тот момент представительство Microsoft уже отказалось от своих претензий, а представлявший в суде ЗАО «1С» Александр Сударев сам оказался на скамье подсудимых за мошенничество.

После проведения повторной госэкспер­тизы в июле прошлого года дело было на­правлено на доследование в следственный комитет. В январе этого года Сергей Курт-Аджиев получил постановление о прекра­щении в отношении него уголовного дела «в связи с непричастностью к совершению пре­ступлений». «Анализируя материалы уголов­ного дела, а также учитывая решение про­курора, следствие приходит к выводу о том, что достаточных доказательств, подтверж­дающих наличие у Курт-Аджиева преступ­ного умысла на незаконное использование контрафактного программного обеспечения, не получено», — говорилось в постановлении следственного комитета.

Именно экспертные заключения Влади­мира Серпухова на протяжении всего перио­да пока длилось следствие являлись основным доказательством, на которое опиралась сто­рона обвинения. В заявлении в следственный комитет господин Курт-Аджиев указывает на несоответствия дат проведения экспертизы, подтвердившей наличие пиратского софта на изъятых компьютерах. В качестве доказатель­ства журналист приводит результаты повтор­ной экспертизы, проведенной по решению суда в экспертно-криминологическом управлении ГУВД по Саратовской области. Согласно им, в период, указанный Владимиром Серпуховым в своем экспертном заключении, компьютеры вообще не включались, а значит, делает вывод Сергей Курт-Аджиев, результаты экспертиз были сфальсифицированы. «Подобные дей­ствия эксперта как важного участника уголов­ного процесса подлежат тщательной проверке, поскольку Серпухов не проводил экспертизы, а только лишь писал заключения, в которых устанавливал наличие контрафактной продук­ции в изъятых системных блоках, что подпа­дает под признаки состава преступления, ст. 307 УК РФ, как дача заведомо ложного заклю­чения», — считает Сергей Курт-Аджиев.

Заявитель также утверждает, что господин Серпухов был лично заинтересован в поло­жительном для потерпевших исходе судебно­го процесса, поскольку являлся на тот момент одним из учредителей и одновременно заме­стителем директора фирмы «Три С», торго­вого партнера самарского представительства корпорации Microsoft, а также управляющей компании сети магазинов ЗАО «1С».

После того как заявление поступило в следственное управление СК при прокурату­ре РФ по Самарской области, в течение десяти дней следователи будут обязаны принять ре­шение об отказе либо о возбуждении в отно­шении Владимира Серпухова уголовного дела. Владимир Серпухов вчера не стал комменти­ровать заявление Сергея Курт-Аджиева, от­метив лишь, что надеется на компетентность следственных органов.

По мнению адвоката КА «Самара-Адвокат» Леонида Сабинина, господину Курт-Аджиеву придется потрудиться, чтобы довести это дело до суда. «Необходимо до­казать прямой умысел, проще говоря, нужно представить доказательства того, что Серпу­хов осознавал в тот момент, что делает лож­ное заключение. А это не так-то просто», — подчеркнул господин Сабинин.

Впрочем, по мнению другого юриста, Юлии Лазаревой, участвующей в настоя­щий момент в аналогичном деле по контра­факту, доказательной базы более чем доста­точно, чтобы привлечь господина Серпухова к уголовной ответственности. «Во время су­дебного разбирательства по делу Шпортенко он не раз предупреждался о последствиях за дачу ложных показаний и подделки экспер­тиз. Расписывался в протоколах. А потом вы­ясняется, что компьютеры не вскрывались и экспертизы не проводились. На мой взгляд, умысел тут очевиден»,- считает Юлия Лаза­рева.

«Это только первое действие из серии то­го, что запланировано Курт-Аджиевым и бу­дет реализовано для восстановления его прав и законных интересов, — говорит известный адвокат, правовой аналитик межрегиональ­ной правозащитной ассоциации «АГОРА» Ирина Хрунова, представлявшая интересы журналиста. — Более двух лет государство в лице следственного комитета преследова­ло журналиста, и теперь пришло время, что­бы ответить за это преследование. Помимо сегодняшнего заявления, мы направим в суд иск о компенсации морального вреда. Плани­руются и другие иски».

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы