Самарское метро «закопают» в долгах?
Администрация города вышла с инициативой вернуть льготу по налогу на имущество для самарской подземки.
С ТЕМ, что метро, пожалуй, наиболее удобный транспорт в современном мегаполисе, спорить не приходится. Скорость, отсутствие пробок и четкая работа независимо от погоды… Путь из одного конца города в другой занимает гораздо меньше времени, чем если ехать на машине. Конечно, проблема в том, что подземка до сих пор не дошла до центра. В то же время не стоит забывать — существующая самарская линия уже довольно протяженная.
Сегодня метро связывает промышленную окраину – Юнгородок с проспектом Ленина – географическим центром Самары. Благодаря открытию станции «Российская» пассажиров стало больше. Казалось бы, должна расти и прибыль… Но не тут-то было.
Самарская подземка в глубоком минусе, и в этом году долговая яма может только увеличиться. И причина отнюдь не в малой ее популярности среди горожан. Метро буквально душат налоги… Один лишь только налог на имущество в этом году должен составить около 67 миллионов рублей. Раньше метро было освобождено от этой выплаты – до прошлого года действовала льгота. Однако в 2008 году губернские парламентарии, видимо, решили, что оно вступило в эпоху своего расцвета и отдать лишние несколько десятков миллионов для предприятия не проблема. Льготу отменили. Это коснулось и других муниципальных транспортных предприятий. К примеру, налог для МП «ТТУ» только за один квартал составил 4,5 миллиона рублей, что фактически равно стоимости нового трамвая. Но больше всех пострадало метро. За 2009-й год налог составил 32 миллиона рублей. В этом году, с принятием на баланс станции «Российская», сумма увеличится более чем в два раза. Представьте, сколько людей надо перевезти, чтобы покрыть эту цифру. А если прибавить к расходам ремонт, зарплаты, растущие цены на электричество…
Сейчас город выступил с инициативой — вернуть метро налоговую льготу. Конечно, налоги – важная тема, тем более что идут они на благое дело. Однако тут народные избранники перестарались. Непонятно, почему казну надо пополнять за счет объекта, действительно социально важного. В отличие от нашей области, депутаты других регионов придерживаются именно этой позиции. Метро есть в восьми российских городах. В шести из них (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск и Казань) метрополитены освобождены от уплаты налогов на имущество. Выходит, наша область впереди планеты всей. Интересно, откуда, по мысли законодателей, подземка должна взять недостающие средства… Найти клад или, может быть, добрать недостающие миллионы у пассажиров, подняв цены?
…В октябре прошлого года председатель губернской Думы Виктор Сазонов проводил встречу с работниками транспортной отрасли. Тогда с рядом обращений выступил директор самарского метрополитена Владимир Плетнев. Он попросил депутатов уменьшить налог на имущество самарскому метро. И, по возможности, увеличить сумму расходов на строительство станции «Алабинская». Первую часть вопроса о налоге на имущество спикер то ли пропустил мимо ушей, то ли просто предпочел не заметить.
«Я очень рад, что сегодня у нас получился такой конструктивный диалог. Для того и нужны эти встречи, чтобы сразу, в трудовом коллективе, обозначить проблемы и механизмы их реализации», — подчеркнул Сазонов. Ну с этим спорить не будем… Обозначение механизма реализации проблем — действительно дело серьезное.
комментарий
Владимир Плетнев
директор МП «Самарский метрополитен»:
— Конечно, то, что депутаты губернской Думы отменили для метрополитена льготы по налогу на имущество, будет большим ударом для бюджета предприятия. Сейчас мы работаем с налоговыми органами, пытаемся доказать: закон, который освобождает железнодорожный транспорт от этого вида налога, можно распространить и на метро. Пока конкретного ответа — можем ли и мы на это рассчитывать — нам не дали.
справка «СГ»
На сегодня деятельность МП «Самарский метрополитен» убыточна. Установленные тарифы на проезд в два раза ниже себестоимости и не покрывают расходы — в том числе на ремонт подвижного состава, сооружений и устройств метрополитена, на электроэнергию.