100 самарских художников. Памяти художника Вячеслава Герасимова

В октябре ушел из жизни художник-монументалист Вячеслав Герасимов. И написать о нем — наш печальный долг.

Художник города

Смерть Вячеслава Герасимова — огромная потеря для самарского искусства. Один из патриархов нашей живописи и мастер-монументалист. Такой, каких теперь уже нет и никогда не будет. Он принадлежал другой эпохе — той сложной и бурной поре, когда творцы создавали свои гениальные произведения зачастую вопреки системе. Но только в этой системе произведения подобной силы и масштаба могли возникнуть. 

Герасимов — художник города. Не Самары, но Куйбышева — гордого промышленного гиганта, устремленного в космос. Мозаика на госпитале ветеранов войн, витражи и уникальные произведения в филармонии, фаянсовая станция метро «Гагаринская», витражи во Дворце бракосочетаний — все это Вячеслав Герасимов. И это только произведения в Куйбышеве. А еще есть уникальный горельеф «Энергия» в машинном зале ГЭС. Для его создания понадобилось 80 оттенков цветного гранита. 

В советское время работы Герасимова обязательно попадали во все наборы открыток с видами Куйбышева. Мозаика «Землю крестьянам, заводы рабочим» на здании областного совета профсоюзов — только одного этого грандиозного произведения было бы достаточно, чтоб вписать свое имя в историю города навсегда. 

Эта мозаика до сих пор впечатляет, хотя и закрыта частично рекламой развлекательных заведений. Подобный масштаб и монументальность сегодня сложно представить. Произведения советской эпохи хоть и были насквозь идеологизированными, но в их пафосе были мощь и энергия созидания, справедливости, освобождения. Сегодня такие мотивы из искусства практически ушли — капитализм не любит социальной справедливости. Особенно в искусстве. 

Начало пути

Вячеслав Герасимов не коренной самарец, но самый настоящий волжанин. Он родился в 1937 году в Астрахани. В 1959-м окончил художественное училище в Саратове. С 1959-го по 1965-й учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (сейчас оно имени Строганова) на отделении монументальной живописи у Сергея Герасимова, Бориса Иорданского и Николая Максимова. 

Художник Герасимов сформировался в пору расцвета оттепели. Во второй половине 60-х он работал над проектом «Педагогика» в Ульяновске. Масштабное произведение так и не было реализовано — сейчас его эскиз хранится в Музее архитектуры имени Щусева. Но в судьбе Герасимова проект сыграл решающую роль. Во время работы над ним молодой художник познакомился с секретарем Куйбышевского обкома КПСС Владимиром Орловым. Здесь надо бы добавить — легендарным Орловым. 

Партийное руководство

За три «орловские» пятилетки объемы производства промышленной продукции в нашей области выросли в четыре с половиной раза, в машиностроении — в восемь раз, в отрасли химии и нефтехимии — в 13 раз. На карте региона появились заводы «Химпластмасс» и «Синтезкаучук», азотнотуковый завод, нефтехимический комбинат. Были реконструированы авиационный и металлургический заводы, знаменитый «Прогресс». Именно Орлову удалось пробить решение о строительстве на территории области автомобильного завода, будущего «АвтоВАЗа». 

Итак, Владимир Орлов случайно познакомился с Вячеславом Герасимовым в Ульяновске, когда тот работал над «Педагогикой». Уже тогда молодого художника упрекали в формализме, а вот первый секретарь Куйбышевского обкома молодой талант сразу разглядел и пригласил его в Куйбышев. Можно сказать, что все произошедшее дальше — это уже история. История города и искусства. В творчестве Герасимова они переплелись до неразрывности. Невозможно сегодня представить Самару-Куйбышев без его художественного наследия.

Монументальный формализм

Творчество Вячеслава Герасимова можно отнести к реализму. Впрочем, если посмотреть на него шире и без идеологических шор, отбросив конъюнктуру эпохи, то получится, что перед нами очень разноплановый и смелый художник. Его произведения не вмещаются в жесткие стилистические рамки. Ту же композицию «Цветы музыкантам», украшающую фойе самарской филармонии, уж точно не назовешь реалистическим произведением. Да и витражи на революционную тематику здесь больше тяготеют к абстракционизму. 

Но сила таланта и настойчивость помогали пробивать любые идеологические барьеры. И мы до сих пор любуемся прекрасными хрустальными цветами. За эту работу Герасимова вместе с архитектором проекта Юрием Храмовым хотели выдвинуть на Государственную премию СССР. Но Союз распался, и премии не случилось. Увы, о том, что Вячеслав Герасимов был автором интерьерных решений в филармонии, в самом здании нигде не написано. Творцов сегодня ценят гораздо меньше, чем во времена Орлова.

Так, в 1973 году в ДК Тимашевской птицефабрики Герасимовым была сделана красивая роспись по левкасу на театральную тему. В ней ярко и полно воплотились художественные и образные приемы того времени. Художник изобразил персонажей классического и фольклорного искусства, соединил образы прошлого и настоящего. Герасимов следовал своему кумиру в монументальном искусстве — мексиканскому художнику Диего Ривере. После 1991 года сделал замечательную роспись размером 6 х 9,5 метров.

Герои прошлого

Вячеслав Герасимов был не только монументалистом. В последние годы он работал над циклом, посвященным десяти личностям, оставившим след в истории Отечества, — от патриарха Московского Гермогена до Юрия Визбора. За этот цикл в 2015 году он был удостоен губернской премии.

В следующие два года художник, которому уже исполнилось 80, представил 40 новых полотен. Герасимов продолжил серию выдающихся писателей и поэтов — Крылова, Тютчева, Блока, Булгакова, Пастернака, Мандельштама, Цветаевой, Евтушенко, Солженицына, Шолохова.

И вот Герасимова нет с нами. Уходит эпоха. Конечно, художник останется в своих произведениях, которые украшают наш город, но грустно сознавать, что отныне такой уровень монументального искусства, увы, не доступен. Это история, которую мы должны помнить, это искусство, которое надо сберечь.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close