Неконфликтное послевкусие. Что почитать после вручения Нобелевской премии по литературе

27.10.2020

795

Автор: Андрей Олех

Неконфликтное послевкусие. Что почитать после вручения Нобелевской премии по литературе

Вместе с «Читай-городом» рекомендуем книги поострей.

В начале октября была вручена ежегодная Нобелевская премия по литературе. Ее получила американская поэтесса Луиза Глюк, в очередной раз заставив публику произнести: «А  кто это?».

Самая главная и самая консервативная в мире премия по литературе потихоньку меняется. Бесконечные обвинения в политизированности и недавний скандал с академиками (из-за этого лауреата по литературе в 2018 году не называли) заставили премию измениться, но не так, как всем бы хотелось. Судя по всему, члены жюри решили выбирать самых неконфликтных авторов. У кого в мире есть претензии к неизвестной преподавательнице Луизе Глюк или к известному певцу Бобу Дилону? В чем-то Нобелевская премия осталась себе верна, по-настоящему читаемые писатели получают ее признание по-прежнему редко. 

Так что в следующем году можно продолжать болеть за своих любимцев и привычно разочароваться в победителе. Писатель Андрей Олех и сеть магазинов «Читай-город» предлагают подборку из 5 книг нескучных претендентов на Нобелевскую премию.

Официально имена претендентов на Нобеля разглашаются только спустя 50 лет, но это не мешает букмекерам каждый год узнавать номинантов и принимать ставки на победу (этот факт среди прочих стал одной из причин отмены награждения в 2018-м).

Неконфликтное послевкусие. Что почитать после вручения Нобелевской премии по литературе

Людмила Улицкая

Обладательница всех престижных отечественных премий российская писательница Людмила Улицкая занимала в рейтинге возможных лауреатов почетное второе место.  Книга «Зеленый шатер» — это сага о жизни трех советских интеллигентов в 30 рассказах. История диссидентства, искусства, быта и идей второй половины XX века в СССР, где вымышленные персонажи встречаются с историческими, а память с воображением.

«Все подпольщики тех лет, читатели и делатели самиздата, переругались и разбились по мелким партиям, на овец и козлищ. Правда, разобраться, кто овцы, кто козлища, не удавалось. В мелких стадах тоже простого единомыслия не было. Куда там «западникам», «славянофилам», «шестидесятникам» девятнадцатого столетия. Теперь было гораздо разнообразнее. Теперешние одни были за справедливость, но против Родины, другие против власти, но за коммунизм, третьим хотелось настоящего христианства, а были еще и националисты, мечтающие о независимости своей Литвы или своей Западной Украины, и евреи, которые твердили только об отъезде…».

Харуки Мураками

Японский писатель за последнее десятилетие так часто появлялся в числе претендентов на Нобелевскую премию, что сам поверил в неотвратимость ее получения и даже однажды просил не включать его в списки академии, «чтобы не отвлекаться от завершения романа».

Судя по всему, он имел в виду трилогию «1Q84», или «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре» в русском варианте. Пересказывать сюжеты книг Мураками – бессмысленное занятие. Там есть деструктивная секта, «маленький народец» и другой мир с двумя Лунами. Как и положено восточной литературе, здесь важен сам процесс чтения, а не результат.

«Без единого звука они спускаются с кровати на пол, забираются под кровать и вытаскивают оттуда нечто, напоминающее то ли маленькую рисовую лепешку, то ли большой пельмень. Встают вокруг него, поднимают руки, вонзают пальцы в пространство — и отработанными движениями начинают вытягивать прямо из воздуха белые прозрачные нити. Этими нитями, на вид очень клейкими, они обматывают белое нечто, и лепешка-пельмень растет на глазах. А вместе с ней вырастают и они сами. Вот уже каждый более полуметра. Свой размер LittlePeople регулируют по необходимости».

Кормак Маккарти

Если современная классика существует, то она выглядит именно так. Американский писатель никогда не встречается с прессой, не дает интервью и пишет свою собственную литературу для вечности, игнорируя такие малозначительные вещи, как например, Пулитцеровская премия или пунктуация.

Его самая короткая и, наверное, самая известная книга «Дорога» — это путешествие сына и отца через постапокалиптический мир к морю. Роман написан лаконичными фразами, наполнен намеренно шокирующими сценами и прозрачными библейскими аллюзиями. При всей кажущейся простоте книга вызывает мощный эмоциональный отклик и рассказывает о нашем мире больше, чем иные собрания сочинений.

«Подтянул рюкзак повыше и осмотрел вымершую местность. Дорога пуста, в маленькой долине внизу только неподвижный серый серпантин реки. Сухое русло и четкие очертания берегов с зарослями сухого камыша. «Ты как?» Мальчик кивнул: “Все в порядке”. Пошли. По выжженной земле, взбивая ногами пепел, полагаясь только друг на друга».

Хилари Мантел

Дважды лауреат Букеровской премии по сути за одну и ту же книгу. «Вулфхолл» рассказывает о жизни одного из государственных деятелей английской Реформации эпохи Генриха VIII. Для русского читателя звучит не очень интересно, но это только до того момента, пока не начнешь читать. Писательнице удалось найти удивительный ритм повествования, одновременно плавный и захватывающий, так что оторваться от книги невозможно.

Вторая часть «Внесите тела» продолжает рассказ о жизни Томаса Кромвеля, и ничем не уступает первой. В 2020 году вышла заключительная часть трилогии «Зеркало и свет», и пока перевод на русский еще не вышел, есть время познакомиться с предыдущими томами самого мощного исторического романа XXI века.

«Мерси сказала: разве от нее убежишь? Они утешали себя мыслью, что раз лихорадка в прошлом году унесла столько жизней, в этом она будет свирепствовать меньше. Он считал, что они неправы, наделяя болезнь человеческой или хотя бы звериной логикой: волк забирается в овчарню, но не когда там люди с собаками. А может, они видят тут не звериную и не людскую логику, может, для них за болезнью стоит Бог и Его неисповедимые пути».

Маргарет Этвуд

«Рассказ служанки» – повествование от первого лица о Новой Англии будущего, где главная цель женщины – выносить ребенка, вышла в 1985 году, но только сейчас антиутопия об угнетенных женщинах обрела всемирную популярность. Сериал 2017 года с Элизабет Мосс в главной роли и актуальность проблемы привели Этвуд в список претендентов на Нобелевскую премию. Хотя и в свое время «Рассказ служанки» номинировался на Букера и «фантастическую» премию «Небьюла».

 «– Благословен плод, – говорит она. Так у нас принято здороваться.

– Да разверзнет Господь, – говорю я. Так у нас принято отвечать. Мы вместе идем мимо больших домов к центру. Нам разрешается туда ходить только парами. Якобы ради нашей безопасности, хотя это абсурд: мы и так прекрасно защищены. Правда же такова: она шпионит за мной, а я за ней. Если одна ускользнет из сетей из-за того, что случится в одну из наших ежедневных прогулок, расплачиваться будет другая».

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации