Соосновательница Beat Weekend Алена Бочарова: Документальное кино — это не гетто

14.10.2020

228

Автор: Марина Лукиян

Соосновательница Beat Weekend Алена Бочарова: Документальное кино — это не гетто

Расспросили о будущем фестивального кино, его судьбе во время пандемии и проблемах российских режиссеров.

С 14 по 21 октября в Самаре и  еще 16 городах России проходит фестиваль документального кино Beat Weekend (18+). Это региональная версия масштабного Beat Film Festival (18+), проходящего в Москве. В этом году зрителей ждут фильмы о лягушонке Пепе, Трумене Капоте и даже Бэнкси. О том, почему в выборке важнее всего культурная подоплека, как снимают документальное кино в России и как проходили кинопоказы онлайн, sgpress.ru рассказала одна из основателей Алена Бочарова.

Переход в онлайн

Beat Film Festival обычно проходит в мае, но в этом году мы приняли решение ждать конца пандемии и перенесли его на август. Мы также готовили сценарий, при котором онлайн был бы единственным форматом, и очень обрадовались, когда кинотеатры снова открылись. На сегодняшний день Beat Film Festival — единственный, который прошел в гибридном формате — и онлайн, и офлайн. Например, фестивали “Зеркало” и ММКФ прошли лишь виртуально. Мы в идеологическом смысле являемся технократами, ведь фестиваль — это офлайн-событие, где важны атмосфера и возможность собрать вместе зрителей, героев и создателей фильмов. Но необходимо было перейти в онлайн и соответствовать времени, в котором мы существуем. 

Из-за пандемии все культурные проекты были охвачены лихорадкой о переходе в онлайн, но сейчас все освоили виртуальные выставки, концерты, лекции и экскурсии. В случае с кинофестивалями переход вызвал обширные дебаты в индустрии: спорили о том, достойно ли кино сразу попадать на маленький экран компьютера. Многие кинодеятели считают, что нет, хотя гиганты стриминга Netflix, Amazon, и Hulu быстро развиваются и привлекают большие имена: Луку Гуаданьино, Паоло Соррентино.

Фестивальное кино мы упаковываем как образовательно-развлекательный контент, который можно смотреть и на свидании с девушкой, и в качестве образовательного материала — например, фильмы про музыкальные группы или стартапы в силиконовой долине. Онлайн-показы проходят на “Кинопоиске”, и это доказывает, что документальное кино — это не гетто, а контент, который может соседствовать с Гарри Поттером. Мы не знаем, сколько было просмотров онлайн, потому что стриминг не раскрывает цифр, но были зрители даже из очень маленьких городов, которые приходилось искать на карте.

Соосновательница Beat Weekend Алена Бочарова: Документальное кино — это не гетто

Наша задача — просвещать

В 2020 году у нас нас просветительская миссия, как и 7 лет назад: мы показываем фильмы, на которые в Москве приходят тысячи человек, но которые никогда не окажутся в большом прокате. В Самаре фестиваль открывает фильм “В погоне за Бэнкси”, его представляет куратор галереи “Виктория” Сергей Баландин — зрители не просто посмотрят фильм, который экспортировали москвичи, а послушают людей из своего города, вступят с ними в диалог, узнают, что происходит в Самаре с точки зрения стрит-арта, как он развивается, какие у него перспективы, и насколько их представление о Бэнкси отличается от того, как его представляют жители Лондона.  В качестве спикеров мы зовем людей из уважаемых институций, ставим задачу использовать специфику города, чтобы придумать интересные форматы. В кинотеатре “Художественный” будет ярмарка книг и комиксов, посвященная фильмам “Ништяк, браток” и “Книготорговцы”. Именно этот формат подходит Самаре, и это доказывает, что команды в каждом городе понимают, какая нужна повестка и кого нужно привлечь.

Соосновательница Beat Weekend Алена Бочарова: Документальное кино — это не гетто

Российские режиссеры любят остросоциальное кино

На Beat Film Festival есть национальный конкурс, в этом году мы показывали 10 российских фильмов —  победил фильм “Вторичный мир” Александры Пустынновой, а Рита Захарова из Новосибирска  дважды получала главный приз ранее, но их нельзя назвать матерыми режиссерами. Вокруг фестиваля за 11 лет сформировалась режиссерская среда, и мы следим за тем, что делают конкретные люди. Молодежь настроена улавливать время и темы, связанные с городской жизнью, субкультурами, повесткой молодых горожан. Российские режиссеры снимают на абсолютно разные темы — есть направление остросоциального кино, и в России оно преобладает, но мы сознательно выбрали работать с культурным подтекстом. Мы общаемся с неизвестными авторами, предлагаем свои коррективы, они с нами советуются, обсуждают структуру, хронометраж и даже сюжетные линии. Однако на Beat Weekend, который проходит в регионах, российские документалки пока еще не попадали — но это не значит, что этого не случится никогда. 

Снимают не меньше, чем в других странах, но есть свои проблемы: не хватает источников финансирования, как в Европе или Америке. Министерство культуры ограничивает выбор разрешенных тем: вряд ли фильм про московский коллектив диджеев или про гик-сообщество может получить государственную поддержку. На такие фильмы режиссеры вынуждены сами искать финансирование, как правило, это собственные деньги. 

Наш фестиваль стимулирует снимать кино: многие пишут, что сняли фильм специально для показа на Beat Film Festival — это приятно, но накладывает ответственность. Мы думаем о создании структуры, которая бы смогла поддерживать режиссеров на творческом и на финансовом уровне, и в этом году нарастили призовой фонд национального конкурса — он составил 200 тысяч рублей на троих победителей, даже таких денег не хватает документалистам. 

Соосновательница Beat Weekend Алена Бочарова: Документальное кино — это не гетто

О проблемах режиссеров в регионах

Проводить масштабные кинопоказы, как в Москве, или расширять VR-программу возможности нет — если бы мы сейчас решили показать всю программу Московского фестиваля в Самаре, то некоторые сеансы прошли бы при пустом зале. Представленное у нас кино требует контекста — это не просто взять и показать “Звездные войны” или “Бегущего по лезвию”. Документальные фильмы снимают неизвестные режиссеры на сложные темы, а чтобы приходило больше зрителей, нужна большая работа по контекстуализации, наличие культурного ландшафта, медиа и людей, которые смогут об этом написать и рассказать. Все это означает трудозатраты с нашей стороны и со стороны городов: это вопрос экономического характера, а у нас, к сожалению, нет президентского гранта и ресурсов. 

География Beat Weekend расширяется: в этом году он впервые пройдет в Перми и Ставрополе, а всего сейчас участвуют 17 городов. При выборе города ориентируемся на размер и на то, как устроена его культурная жизнь — проходят ли выставки совриска, есть ли галереи, музеи, живет ли там молодежь или стремится уехать. Важно, чтобы люди знали героев с экрана, чтобы им не составляло труда понять их ценность и общий контекст. Мы не показываем фильмы, у которых есть  только политическое измерение, важно иметь в первую очередь культурную подоплеку. 

Начинающему режиссеру я советую оглядеться вокруг и понять, что интересно ему, его сверстникам, попробовать воспринимать свое кино как отпечаток времени, в котором он живет. В этом смысле меня очень вдохновляют условные фильмы про TikTok или  феномены молодых групп, которые раскручиваются через YouTube или Soundcloud. И еще — не нужно делать фильмы в одиночку. Кино — это командная работа, заниматься воплощением творческого замысла вместе с единомышленниками гораздо удобнее. А начинающему зрителю я бы рекомендовала отбросить стереотипы, потому что кино сейчас способно говорить современным и интересным языком, эта индустрия не зависит от телевидения, ее не найдешь в программе телепередач — такое кино сражается за внимание не тех, кто сидит перед экраном с пультом, а тех, кто сегодня  пытается разобраться в фильмах Нолана. 

Соосновательница Beat Weekend Алена Бочарова: Документальное кино — это не гетто

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации