14.10.2020
С 14 по 21 октября в Самаре и еще 16 городах России проходит фестиваль документального кино Beat Weekend (18+). Это региональная версия масштабного Beat Film Festival (18+), проходящего в Москве. В этом году зрителей ждут фильмы о лягушонке Пепе, Трумене Капоте и даже Бэнкси. О том, почему в выборке важнее всего культурная подоплека, как снимают документальное кино в России и как проходили кинопоказы онлайн, old.sgrpess.ru рассказала одна из основателей Алена Бочарова.
Beat Film Festival обычно проходит в мае, но в этом году мы приняли решение ждать конца пандемии и перенесли его на август. Мы также готовили сценарий, при котором онлайн был бы единственным форматом, и очень обрадовались, когда кинотеатры снова открылись. На сегодняшний день Beat Film Festival — единственный, который прошел в гибридном формате — и онлайн, и офлайн. Например, фестивали “Зеркало” и ММКФ прошли лишь виртуально. Мы в идеологическом смысле являемся технократами, ведь фестиваль — это офлайн-событие, где важны атмосфера и возможность собрать вместе зрителей, героев и создателей фильмов. Но необходимо было перейти в онлайн и соответствовать времени, в котором мы существуем.
Из-за пандемии все культурные проекты были охвачены лихорадкой о переходе в онлайн, но сейчас все освоили виртуальные выставки, концерты, лекции и экскурсии. В случае с кинофестивалями переход вызвал обширные дебаты в индустрии: спорили о том, достойно ли кино сразу попадать на маленький экран компьютера. Многие кинодеятели считают, что нет, хотя гиганты стриминга Netflix, Amazon, и Hulu быстро развиваются и привлекают большие имена: Луку Гуаданьино, Паоло Соррентино.
Фестивальное кино мы упаковываем как образовательно-развлекательный контент, который можно смотреть и на свидании с девушкой, и в качестве образовательного материала — например, фильмы про музыкальные группы или стартапы в силиконовой долине. Онлайн-показы проходят на “Кинопоиске”, и это доказывает, что документальное кино — это не гетто, а контент, который может соседствовать с Гарри Поттером. Мы не знаем, сколько было просмотров онлайн, потому что стриминг не раскрывает цифр, но были зрители даже из очень маленьких городов, которые приходилось искать на карте.
В 2020 году у нас нас просветительская миссия, как и 7 лет назад: мы показываем фильмы, на которые в Москве приходят тысячи человек, но которые никогда не окажутся в большом прокате. В Самаре фестиваль открывает фильм “В погоне за Бэнкси”, его представляет куратор галереи “Виктория” Сергей Баландин — зрители не просто посмотрят фильм, который экспортировали москвичи, а послушают людей из своего города, вступят с ними в диалог, узнают, что происходит в Самаре с точки зрения стрит-арта, как он развивается, какие у него перспективы, и насколько их представление о Бэнкси отличается от того, как его представляют жители Лондона. В качестве спикеров мы зовем людей из уважаемых институций, ставим задачу использовать специфику города, чтобы придумать интересные форматы. В кинотеатре “Художественный” будет ярмарка книг и комиксов, посвященная фильмам “Ништяк, браток” и “Книготорговцы”. Именно этот формат подходит Самаре, и это доказывает, что команды в каждом городе понимают, какая нужна повестка и кого нужно привлечь.
На Beat Film Festival есть национальный конкурс, в этом году мы показывали 10 российских фильмов — победил фильм “Вторичный мир” Александры Пустынновой, а Рита Захарова из Новосибирска дважды получала главный приз ранее, но их нельзя назвать матерыми режиссерами. Вокруг фестиваля за 11 лет сформировалась режиссерская среда, и мы следим за тем, что делают конкретные люди. Молодежь настроена улавливать время и темы, связанные с городской жизнью, субкультурами, повесткой молодых горожан. Российские режиссеры снимают на абсолютно разные темы — есть направление остросоциального кино, и в России оно преобладает, но мы сознательно выбрали работать с культурным подтекстом. Мы общаемся с неизвестными авторами, предлагаем свои коррективы, они с нами советуются, обсуждают структуру, хронометраж и даже сюжетные линии. Однако на Beat Weekend, который проходит в регионах, российские документалки пока еще не попадали — но это не значит, что этого не случится никогда.
Снимают не меньше, чем в других странах, но есть свои проблемы: не хватает источников финансирования, как в Европе или Америке. Министерство культуры ограничивает выбор разрешенных тем: вряд ли фильм про московский коллектив диджеев или про гик-сообщество может получить государственную поддержку. На такие фильмы режиссеры вынуждены сами искать финансирование, как правило, это собственные деньги.
Наш фестиваль стимулирует снимать кино: многие пишут, что сняли фильм специально для показа на Beat Film Festival — это приятно, но накладывает ответственность. Мы думаем о создании структуры, которая бы смогла поддерживать режиссеров на творческом и на финансовом уровне, и в этом году нарастили призовой фонд национального конкурса — он составил 200 тысяч рублей на троих победителей, даже таких денег не хватает документалистам.
Проводить масштабные кинопоказы, как в Москве, или расширять VR-программу возможности нет — если бы мы сейчас решили показать всю программу Московского фестиваля в Самаре, то некоторые сеансы прошли бы при пустом зале. Представленное у нас кино требует контекста — это не просто взять и показать “Звездные войны” или “Бегущего по лезвию”. Документальные фильмы снимают неизвестные режиссеры на сложные темы, а чтобы приходило больше зрителей, нужна большая работа по контекстуализации, наличие культурного ландшафта, медиа и людей, которые смогут об этом написать и рассказать. Все это означает трудозатраты с нашей стороны и со стороны городов: это вопрос экономического характера, а у нас, к сожалению, нет президентского гранта и ресурсов.
География Beat Weekend расширяется: в этом году он впервые пройдет в Перми и Ставрополе, а всего сейчас участвуют 17 городов. При выборе города ориентируемся на размер и на то, как устроена его культурная жизнь — проходят ли выставки совриска, есть ли галереи, музеи, живет ли там молодежь или стремится уехать. Важно, чтобы люди знали героев с экрана, чтобы им не составляло труда понять их ценность и общий контекст. Мы не показываем фильмы, у которых есть только политическое измерение, важно иметь в первую очередь культурную подоплеку.
Начинающему режиссеру я советую оглядеться вокруг и понять, что интересно ему, его сверстникам, попробовать воспринимать свое кино как отпечаток времени, в котором он живет. В этом смысле меня очень вдохновляют условные фильмы про TikTok или феномены молодых групп, которые раскручиваются через YouTube или Soundcloud. И еще — не нужно делать фильмы в одиночку. Кино — это командная работа, заниматься воплощением творческого замысла вместе с единомышленниками гораздо удобнее. А начинающему зрителю я бы рекомендовала отбросить стереотипы, потому что кино сейчас способно говорить современным и интересным языком, эта индустрия не зависит от телевидения, ее не найдешь в программе телепередач — такое кино сражается за внимание не тех, кто сидит перед экраном с пультом, а тех, кто сегодня пытается разобраться в фильмах Нолана.
Кино
Кино
Кино
Комментарии
0 комментариев