Не терять контроль. Могут ли социальные сети навредить психическому здоровью?

Психологи об инстаграме и других сервисах.

Частое использование социальных сетей, в частности, инстаграма, приводит к социальной изоляции. Психологи уверены, что люди, которые много времени уделяют виртуальной жизни, становятся более замкнутыми и теряют социальные навыки. Молодое поколение понимает, что употреблять алкоголь, курить, принимать наркотики — это уже не модно, а престижно быть блогером. Однако активная жизнь в интернете подходит не всем. Sgpress.ru решил выяснить, могут ли социальные сети свести с ума, и обратилась к специалистам.

Почва для расстройств

Результаты исследований организации The Royal Society for Public Health показали, что инстаграм среди всех популярных соцсетей оказывает самое пагубное влияние на психику. Социальные опросы граждан свидетельствуют, что наименьший вред приносят ютуб и твиттер. А вот инстаграм негативным образом воздействует на личность, предрасположенную к развитию ментальных заболеваний.

У большинства пользователей инстраграма встречаются аддиктивные модели поведения по типу обсессивно-компульсивного расстройства. То есть возникает навязчивое стремление к совершению одних и тех же действий, которые облегчают тревожность и беспокойство. 

Именно у инстаграмеров проявляются зацикленность на собственной внешности и недовольство своим обликом. Кроме того, социальная сеть способна вызвать сильную зависимость и страх пропустить важные события или новости. На этом фоне могут развиваться бессонница, тревожность и другие расстройства.

Признаки зависимости

В-первых, это слишком серьезное отношение к инстаграму или другим соцсетям. Например, если раньше человек занимался ведением других сайтов, различными проектами, которые не были размещены только на одной платформе, а потом решил, что все это не нужно. Концентрация внимания на одном сервисе, отказ от других способов продвижения и общения — важные звоночки.

Во-вторых, это чувство раздражения, которое возникает при виде аккаунтов популярных пользователей. Порой профили с миллионными подписками не могут похвастаться интересным, развивающим, интеллектуальным контентом. Их владельцы часто не заморачиваются над творческой составляющей, что вызывает гнев у тех, кто много сил и времени тратит на качественные посты, не получая желаемой реакции от аудитории. Чувство, что процессы в социальной сети невозможно контролировать, приводит к негативным эмоциям. В дальнейшем это может перерасти в агрессию.

В-третьих, важную роль начинают играть цифры и показатели. Если пользователю кажется, что его недооценивают и ставят мало лайков, он сильно расстраивается. Еще и количество подписчиков не растет. Тут возникает почва для развития депрессии.

И последний звоночек — это бесконтрольное поощрение остальных пользователей. Например, зависимый начинает ставить лайки тем постам и фотографиям, которые ему не нравятся. Фальшивый интерес — признак отчаяния. Стоит задуматься над тем, что действительно важные вещи находятся в реальной жизни, а не за ее пределами. Лучше попробовать ограничить себя на время от социальных сетей, сформировать график пребывания там или удалить приложение, если эмоциональные всплески из-за него будут очень яркими. 

Новые возможности

Психолог центра детской нейропсихологии «Счастливые детки» Олеся Курилех считает, что социальные сети не являются злом. Она уверена, что новые возможности, которые открывает интернет, помогают развиваться подрастающему поколению и молодым людям.

— Взрослые говорят: «Убирайте гаджеты, хватит за ними сидеть», хотя сами занимаются тем же. Это как пытаться убедить ребенка в том, что курить плохо, но при этом курить самому. Я много работаю в инстаграме, сижу в «ВКонтакте», потому что это моя работа. Я развиваю свой блог. Общество само способствует тому, чтобы ребенок имел навыки работы в социальных сетях, делал проекты с помощью интернета, — пояснила Курилех.

По ее словам, в Самаре школьные учителя активно борются с гаджетами. В классах стоят коробочки, в которые дети складывают свои смартфоны. Но молодежь находит способ обмануть эту систему. Например, они сдают учителю старый телефон, а с новым не расстаются даже на переменах. 

— В московских школах другой подход, — утверждает психолог. — Там учитель географии может попросить учеников достать сотовый телефон и найти в интернете интересные факты про какой-либо материк. Это пример разумного использования гаджетов. Поэтому я за социальные сети и не вижу в этом ничего плохого. 

Если говорить про профессии будущего, то многие из них связаны с IT-технологиями. Это можно было заметить во время самоизоляции, когда продолжали трудиться и обеспечивать себя те специалисты, которые работают с онлайн-платформами. 

Что касается детской зависимости от социальных сетей, то тут Курилех выразила мнение о том, что родители сами способствуют такому сценарию. Они мало занимаются ребенком, включают ему мультики, дают планшет. Вместо того чтобы играть в футбол с папой или строить замки из песка с мамой, малыши привыкают с раннего возраста к интернету. Если правильно организовать семейный досуг, то и проблем с зависимостями не возникнет.

— То, что общение молодежи в основном происходит через соцсети, мы должны принять как факт. Даже в кафе, сидя в компании за столом, подростки продолжают залипать в смартфонах. Это новое поколение, которое привыкло к такому формату. Страшного в этом ничего нет, — отметила Курилех.

Наталья Клочкова

семейный психолог:

— Безопасность пребывания в соцсетях, прежде всего, связана с качеством проведенного времени, а не с его количеством. Важно, чтобы это время не использовалось как способ ухода от эмоционального контакта с друзьями и близкими и реального общения с ними. Вопреки мнению, что соцсети и компьютерные игры способствуют развитию агрессии, существуют наблюдения, что это не совсем так. К стрессу и накоплению физического напряжения приводит, прежде всего, малоподвижное времяпровождение при использовании гаджетов. Если у подростка нет возможности снимать это напряжение, то тогда возможны неадаптивные проявления, приносящие вред самому подростку и окружающим. Пользователи могут постоянно рассказывать о своей жизни. Но это нельзя назвать зависимостью. Такое поведение в большей мере говорит о потребности человека в ощущении собственной значимости в глазах окружающих и их одобрении. А соцсети в данном случае — место, где есть возможность эту потребность удовлетворить.

Анна Едавкина

детский психолог:

— В современном мире гаджетами пользуются очень активно. Это норма для нынешних детей, но у всего есть последствия. Исследования показали, что дети до 10 лет проводят за гаджетами 40% своего времени, а с 10 до 18 лет — 68-70%. Это практически весь день. Значит, родители используют гаджеты не для обучения, а как способ занять малыша. К сожалению, 85% детей не обходятся без гаджетов, а 92% родителей приучают детей к телефонам и планшетам с четырех лет. По специфике своей работы я сталкиваюсь с зависимостями и отклонениями после долгого использования смартфонов и планшетов. У ребенка меняется эмоциональная составляющая. Когда вы отбираете гаджет, начинаются истерика, ссоры, меняется физиологическое состояние, повышается температура. Лучше разрешать детям пользоваться сервисами в интернете максимум 30-45 минут в день. Обязательно фильтруйте показываемый контент. В идеале он должен быть проверенным, обучающим и познавательным.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close