Пандемия коронавируса подтвердила — в трудные времена приходится рассчитывать только на себя. По данным Аналитического центра НАФИ, из тех, у кого на момент введения режима самоизоляции были накопления, трудности с деньгами испытали 38%. А вот среди тех, кто не сберег ничего, тяжко пришлось более чем половине.
Беда в том, что в большей своей массе россияне живут от зарплаты до зарплаты. По данным мониторинга, оплачивать все свои расходы в течение месяца при потере работы сможет меньше половины россиян — 42%. Так что первый шаг в финансовой стратегии выживания — начать формировать хотя бы минимальную подушку безопасности. Даже в условиях кризиса.
— Будущего не знает никто — даже если думает, что знает. Вы не можете управлять экономикой, курсом доллара, ценой на нефть и так далее. Все, что вы можете контролировать, — это ваши действия, — говорит заместитель директора Национального центра финансовой грамотности, сертифицированный независимый финансовый советник Сергей Макаров. — Ваши действия и решения зависят от ваших целей, знаний, опыта, текущей финансовой ситуации. Есть так называемое «правило Ноя»: «Прогнозирование дождя не имеет никакого значения, но строительство ковчега значение имеет». Финансовая подушка безопасности — это ковчег. Это деньги, которые помогут пережить временные финансовые трудности или смягчить их последствия, не снижая уровень жизни и не залезая в долги в течение 3-12 месяцев.
Формировать финансовый резерв можно с любым уровнем дохода — по принципу «заплати сначала себе». Специалисты советуют сразу откладывать 10% от основного дохода и 50% от дополнительного. Для держателей банковских карт существует несколько инструментов, чтобы сформировать подушку почти незаметно для своего кошелька. Автопополнение на фиксированную сумму, перечисление процента от зачислений, перечисление процента от списаний — эти сервисы можно настроить в банковских приложениях. Хранить резервные деньги можно на накопительном счете, чтобы в любой момент их можно было снять, не теряя процентов. Другой вариант — откладывать наличные.
Второй шаг — оптимизировать расходы. Эксперты советуют начать вести их учет с разделения на удобные категории. Их можно записывать в блокнот от руки, вносить в экселевскую таблицу в компьютере или скачать приложение по ведению бюджета на смартфон. В банковских приложениях тоже можно настроить разбивку по категориям — расходы будут разделяться по ним автоматически, когда вы расплачиваетесь за покупки картой. Оптимизируйте статьи, которые занимают больше 5% от общей суммы расходов: коммуналку сократить тяжело, но можно, питание тоже стоит пересмотреть, проще всего сократить расходы на развлечения. Для начала выберите для оптимизации от одной до трех статей.
Комментарии
0 комментариев