Самый современный современник. Почему Сергей Баландин стал лауреатом премии «Инновация-2020»

05.09.2020

19106

Автор: Илья Сульдин

Самый современный современник. Почему Сергей Баландин стал лауреатом премии «Инновация-2020»

Рассказываем о творчестве знаменитого самарца.

21 августа в Волго-Вятском филиале ГМИИ имени Пушкина — нижегородском «Арсенале» — состоялось вручение национальной премии в области современного искусства «Инновация-2020». В номинации «Куратор года» ее обладателем стал куратор галереи «Виктория» Сергей Баландин за выставку «Для себя и для них. Официальное и неофициальное искусство советских нонконформистов».

Победитель

Сергей Баландин — первый самарец, получивший национальную награду в области национального искусства. В этой бочке меда аж две ложки дегтя. Во-первых, в связи с пандемией жюри «Инновации» единогласно приняло беспрецедентное решение — присудить премию всем номинантам. Во-вторых, победившая выставка формально никак не связана с Самарой. 

Впрочем, этот деготь не так уж черен. Выставка, сделанная самарским куратором, совсем не местечковая, а мировая, и уровень у нее такой, что и в «честной» ситуации были все шансы на победу. А самое главное — это тот самый случай, когда награда нашла героя. Советские штампы прочны и точны.

Потому что нет человека, который сделал бы в Самаре больше для продвижения именно современного искусства. И термин «продвижение» здесь имеет комплексный смысл, потому что это и карьера Сергея как художника, и его невероятная просветительская активность, и многочисленные проекты, включая уже вошедшую в историю квартирную триеннале, и, конечно, кураторство в галерее «Виктория». Именно эта работа сделала Сергея Баландина тем, кто он есть.

Выставка «Для себя и для них» прошла в галерее «Виктория» весной 2019 года. Куратор Сергей Баландин показал две стороны жизни московских художников-концептуалистов 70-80-х годов, которые в официальной деятельности были в основном книжными иллюстраторами, а в неофициальной создавали концептуальные произведения. При этом граница была очень зыбкой, и многие идеи московского концептуализма впервые появились на страницах детских книг. На выставке были представлены работы Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Юло Соостера, Эрика Булатова.

Самый современный современник. Почему Сергей Баландин стал лауреатом премии «Инновация-2020»

Викторианец

«Свобода! Чувство абсолютной свободы!» — так Баландин отвечает, когда спрашивают о работе в «Виктории». И даже каверзный вопрос про владельца площадки Леонида Михельсона не смущает его: «Ты же знаешь, что он никогда не вмешивался в наши дела».

Да, это действительно единственная в городе большая частная галерея. И прекрасно, что «Виктория» не упивается собственным снобизмом, а ведет активную работу по продвижению современного искусства. Здесь постоянно идут выставки (не только куратора Баландина), работают школы современного искусства и фотографии, открыто новое арт-пространство V-Underground, проходят ридинг-группы, творческие встречи — всего и не перечислишь! Но главное в галерее все-таки выставки. 

И в каждой «своей» выставке Сергей говорит на сложные темы. Провокация? Нет, сейчас это работа куратора, живущего и занимающегося действительно современным искусством. Когда-то художника Баландина считали самым ярким провокатором в нашей арт-тусовке, теперь он делает сложные высказывания. Ведь та же выставка московских нонконформистов очень созвучна сегодняшнему моменту и в чем-то провокационна, но теперь это тихий интеллектуальный скандал. Раньше было шибче. 

Скандалист

Есть такой сентиментальный жанр: когда герой дошел до уровня высоких наград, принято вспоминать, каким бунтарем он был в молодые годы. И тут, конечно, Сергей дает богатую пищу для воспоминаний. 

Самым фееричным был конфликт Баландина с депутатом Матвеевым, который в перформансе в поддержку Pussy Riot, проходившем на фестивале «Правый берег», увидел ужасную крамолу. Потому что в какой-то момент Сергей был обнажен, а рядом находились дети. Скандал был знатный, но сейчас, вспоминая его повороты, с участием Следственного комитета, больше заметно усердие депутата, чем скандальность Баландина. Тем более что на фестивале было всего несколько десятков человек, так что главным популяризатором перформанса выступил сам Матвеев. Впрочем, это в метамодерне тоже считается частью произведения.

Самый современный современник. Почему Сергей Баландин стал лауреатом премии «Инновация-2020»

Патриот

Эти скандалы, так же как и конфликт вокруг граффитчика Уби, теперь часть художественной истории нашего города. Кстати, самое время отметить: все самарцы, ранее номинированные на «Инновацию», — это художники, которые фактически давно уехали в Москву и живут там. Сергей Баландин никуда не уезжал и не собирается. Напротив: он принципиальный сторонник жизни в Самаре. 

«Если кто-то говорит, что здесь скучно, я ему отвечаю: сделай, чтобы было весело», — вот позиция Сергея. И он уверен, что позитивные изменения нужно производить самостоятельно — не надо никого ждать.

О художественной жизни в столице и в других городах Баландин знает не понаслышке. Ездил учиться и работать не только по России, но и по Европе. Сейчас его приглашают выступать экспертом на премии Кандинского. При этом Сергей совсем не стесняется того, что он провинциал.

Провинциал

Он видит в этом преимущество. И советует посмотреть фильм Бориса Свойского о Самаре, снятый еще в 1992 году. Там без использования слова «гедонизм» как раз и рассказывается вся эта история о жизни на Волге — жизни одним днем, в удовольствии момента. Сергей считает, что это основа нашего характера. «Я не вижу противоречия между гедонизмом и деланием культуры. Я хочу, чтобы все было просто».

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации