В 1978 году Валентин Пурыгин вернулся в Куйбышев. Он уже был известен, даже знаменит, но при этом оставался настоящим панком от живописи. Именно к этому периоду относится история о том, как Валентину Захаровичу покупали белую рубашку на открытие первой персональной выставки в Куйбышеве. И это не легенда. Многие друзья и знакомые художника вспоминают, что несмотря на известность, Пурыгин с семьей жили очень скромно.
На первую выставку в Куйбышеве он привез картины, обрамленные в старые оконные рамы. Наверное, в то время уже мог бы стать достаточно богатым, чтоб натягивать холст по-нормальному, но… Те, кто помнят Валентина Захаровича, согласятся: вопросы мирские интересовали его крайне мало.
Даже его канонический образ — с нелепыми головными уборами, какими-то платками, безрукавками, заплатками — подчеркивал, что это художник, творец не от мира сего. Он сам был чем-то похож на волжскую нечисть с его полотен. Да и нечисть его далеко не всегда была такой уж злой и адской.
Черти Пурыгина — это часть нашей огромной традиции, в которой и кроме Пушкина немало великих имен, а уж галерею русских чертей не Пурыгин начал, и на нем эта история не кончилась. Но что Валентин Захарович точно сделал первым — он создал наш уникальный художественный стиль, в котором мистика Волги смешана с традиционным пейзажем и мощным широким стилем, который можно соотнести и с импрессионизмом, и с фовизмом, и еще с кучей всяких -измов, но при этом зритель точно видит — перед ним картина Валентина Пурыгина.
Это наследие должно быть представлено в полном виде не только самарцам. И большой музей нашего самарского художника, мемориальный, с мощной коллекцией и серьезным отношением — такой музей нам очень нужен. Это поднимет восприятие местной художественной школы на новый уровень, будет примером для тех, кто только начинает, и конечно, прекрасным памятником самарскому безумию в его высшей художественной форме.
Комментарии
0 комментариев