Василий Батюшков — гражданин оформитель. Как самарец стал классиком украинского искусства

Продолжаем рассказывать истории самарских художников.

Василий Батюшков прожил очень долгую, но трагическую жизнь, однако смог перенести все невзгоды эпохи и сохранить талант. Последние годы он действительно провел на украинской земле, которая стала для художника родной. А родился все-таки в Самаре, и самарское происхождение определило всю его жизнь. 

Великая семья

Василий Батюшков — правнук выдающегося русского поэта Константина Батюшкова. В семье хранили традиции русской культуры, и Василий получил прекрасное образование в своем самарском доме. 

Его отец был управляющим конторой пароходства Николая Васильевича Мешкова, известного общественного деятеля и предпринимателя России, а мать — урожденная Мешкова, сестра Николая — одной из выдающихся женщин Самары. Надежда Васильевна входила в женский комитет местного отделения Российского Красного Креста. На квартире Батюшковых бывали многие известные люди и общественные деятели тех лет. 

Василий с золотой медалью окончил коммерческое училище и, видимо, именно здесь получил первые навыки рисования. По крайней мере в 1911 году он с первой попытки поступил в Императорскую академию художеств. 

Ученик Лансере и Юона

В Санкт-Петербурге Василий Батюшков становится учеником Евгения Лансере — одного из создателей «Мира искусств» и человека, находившегося в самом средоточии художественной жизни русской столицы. Батюшков учится у Лансере два года, но в 1914 году покидает Санкт-Петербург. Из-за плохого климата у молодого человека открывается туберкулез, и он вынужден переехать в Москву. Хотя нет худа без добра, и здесь учителем Василия становится Константин Юон — тоже участник «Мира искусств» и великий русский живописец. Именно у Юона Батюшков научился особенной манере изображать свет на своих работах. Но несмотря на явные успехи в живописи, он не оставляет и более прагматичное техническое образование и учится в Коммерческом институте (сейчас институт имени Плеханова). 

Белая полоса

Россия все глубже вязнет в Первой мировой, и в 1916 году Василия призывают в армию. Он учится в одесской школе прапорщиков, но попасть на фронт не успевает: в стране происходит революция. Весной 1917 года Батюшков возвращается в Самару. 

Здесь он благополучно дожидается прихода чехословаков и установления КОМУЧа — и снова попадает под призыв. Благодаря техническому образованию, 24-летний художник становится командиром миноносца. До 1919 года Батюшков воюет на стороне белых. 

В конце концов вместе с чехами, колчаковцами и тысячами других русских он оказывается во Владивостоке. И, похоже, меняет взгляды: как только появляется возможность, Василий поступает в Тихоокеанский Красфлот. 

Художник флота и экономист

Так же, как и в белой армии, Батюшков командует минононсцем. И уже в 1922 году получает благодарность за спасение парохода «Ставрополь» и почетное звание «Художник флота». Однако, демобилизовавшись в 1923 году, он не торопится продолжать художественную карьеру. Едет в Свердловск и становится… экономистом, как и его отец. 

Сейчас уже не узнаешь, с чем связан такой зигзаг в выборе профессии, но видимо, в новом обществе быть художником Батюшков не мог. Сначала он работал счетоводом в Уральский конторе Сибкрайсоюза, потом перешел в Уральско-Сибирскую контору Жирсиндиката, где занял должность управляющего. Параллельно, с ноября 1925-го по апрель 1927-го был членом арбитражной комиссии при Свердловской товарной бирже.

Выставки достижений

В 1927 году Василий Батюшков переезжает с семьей в Москву, но опять-таки не для того, чтобы заниматься искусством. Несколько лет он работает в Бюро металлургических и теплотехнических конструкций Научно-технического управления ВСНХ. 

Только в 1932 году, после выхода постановления ЦК ВКП(б) о художественных объединениях, «социально чуждый» художник Батюшков смог вернуться в изобразительное искусство. Он стал художественным руководителем «Всекохудожника» — Всероссийского кооперативного объединения художников, которое выполняло масштабные работы в государственных интересах.

Главным проектом, реализованным Батюшковым за время работы «Всекохудожника», стала Выставка достижений народного хозяйства. ВДНХ, или, как тогда ее называли, ВСХВ была крупнейшим художественным проектом в СССР. Здесь работали сотни мастеров. Василий занимался оформлением павильонов «Сибирь» и «Узбекистан». 

Батюшков участвовал и в самых амбициозных проектах советского искусства — в оформлении павильонов СССР на всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. Ему доверяли важнейшие идеологические проекты — в 1936-1938 годах он участвует в создании диорамы «Штурм Перекопа». 

Но Советское государство помнило о том, что он все-таки враг.

Репрессии и ссылка

Первый раз Василия Батюшкова арестовали еще в 1930 году. ОГПУ задержало его по делу родственника — уральского инженера Крысова, у которого художник жил, когда работал в Свердловске. Но за Батюшкова заступился брат жены, и его быстро выпустили. Второй раз его арестовали уже после начала войны, зимой 1941 года. Так как в вину Василию вменялось лишь то, что он был родственником «врагов народа», его просто отправили в ссылку, в Кировскую область. 

В Кирове художник прожил 10 лет. Он работал в кукольном театре, занимался оформлением спектаклей и даже изготовлением кукол. Потом перешел на работу художником-оформителем Дворца пионеров и наконец стал членом местного отделения Союза художников.

Возвращение

В ссылке Батюшков женился второй раз. Его избранницей стала дочь украинского композитора Косенко. Поэтому после освобождения Батюшков направился в Киев. 

Здесь немолодой уже художник смог развернуться во всю силу своего таланта. С 1954 года Батюшков проектировал павильоны «Водное хозяйство», «Электростанции и электропромышленность» на Выставке достижений народного хозяйства УССР. С 1956 года был главным художником павильонов, позже — сельскохозяйственной части выставки. Кроме почетных грамот, награжден серебряной медалью ВСХВ. 

В 1961 году Батюшков — главный художник украинского раздела на Всероссийской художественной выставке. 

После многих лет испытаний и тяжких трудов он все-таки получил заслуженное признание. Причем признание мировое! В 1960 году Батюшкова приглашают, чтобы оформить знаменитый Spaso House — особняк Второва, посольство США в Москве. При этом заказчиком работ выступал лично Президент США Дуайт Эйзенхауер!

Несмотря на внешний почет, Батюшков все же не стал до конца своим для Советской власти. В 70-е все попытки Союза Художников УССР представить Василия Николаевича к государственным наградам наталкивались на жесткий запрет КГБ. 

Уроженец Самары Василий Батюшков умер в 1981 году. Он похоронен в Киеве, на Байковом кладбище. Ни при его жизни, ни после смерти в нашем городе не прошло ни одной выставки этого художника.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close