«В русских ресторанах мы заказывали борщ». Как самарец бросил офис и стал крупье на борту круизного лайнера

Артем Щербаков рассказал sgpress.ru о рабочем дне на борту, тоске по домашней кухне и застигшей в океане пандемии.

Самарец Артем Щербаков был пиар-менеджером в телекоммуникационных компаниях в Самаре и Оренбурге. Но однажды он решил оставить офис и устроился работать… крупье на круизном лайнере. Не каждый меняет профессию столь радикально. Как ему это удалось? Об этом, а еще о рабочем дне на борту, тоске по домашней кухне, впечатлении от Рио-де-Жанейро и застигшей в океане пандемии Артем рассказал корреспонденту sgpress.ru.

От пиара до крупье

Раньше я был обычным офисным работником: занимался пиаром в телекоммуникационных компаниях в Самаре и Оренбурге. Если честно, даже не думал, что когда-нибудь стану крупье да еще и на круизном лайнере. Но осенью 2017 года я вдруг понял, что пришло время оставить офис и исполнить детскую мечту — отправиться путешествовать по миру.

И тут я случайно наткнулся на ролик на «Ютубе». Танцоры из России рассказывали о своей работе на лайнере. После этого мысль о море не давала мне покоя целый год, пока я не принял решение кардинально изменить свою жизнь. Конечно, пугала большая неопределенность, но путешествия манили сильнее. Оставалось понять, какая позиция на борту мне подойдет. Хотелось, чтобы это была интересная работа, и всегда оставалось свободное время на прогулки в больших портовых городах и отдых на пляжах уединенных островов.

Буквально через неделю мои друзья познакомили меня с девушкой, которая работала в казино на круизных лайнерах. Таких вакансий почти нет в интернете, и мне повезло с ней пообщаться. Мы встретились, и она рассказала про все нюансы жизни на борту и преимущества работы в казино. Меня все устроило, и я решил освоить навыки крупье.

Получить новую профессию можно в школе казино. Учебное заведение проводит собеседования и занимается отбором кандидатов. К сотрудникам казино предъявляется много требований. Они должны очень быстро и точно считать, быть внимательными, обладать высокими навыками коммуникации и хорошо владеть английским языком.

«Моя школа находится в Литве. Часть материалов необходимо изучить самостоятельно до приезда в учебное заведение. На это дается около двух месяцев, периодически нужно сдавать промежуточные тесты. Если результаты хорошие, тогда можно приехать на очное обучение».

Я успешно сдал тесты и прибыл в школу, где учился пять недель. Всего процесс от отправки резюме до посадки на лайнер в среднем занимает от 6 до 8 месяцев.

Для меня это был настоящий вызов. За короткое время необходимо было освоить огромное количество материалов, выучить профессиональные термины, процедуры и правила ведения игр, научиться работать с фишками и картами и много всего еще. Мы учились шесть дней в неделю с утра до вечера, уезжая домой, брали с собой домашнее задание. Обучение ведется на английском языке, все твои показатели регулярно измеряются, если не показываешь прогресса, могут отчислить. В нашей группе не все дошли до экзамена, некоторые уехали домой, так и не поработав ни дня на борту.

Жизнь круизная

Наконец, в ноябре 2018 года я отправился в свой первый круиз. Мой лайнер – Costa Fascinosa итальянской компании Costa Cruises. Был спущен на воду в 2012 году. Судно вмещает 3800 гостей и 1110 членов экипажа.

Посадка на борт проходила в Марселе, куда я прилетел днем ранее сразу после экзамена в школе казино. У меня было немного времени отдохнуть и погулять по улицам французского портового города.

Мы пробыли в Европе буквально неделю, затем отправились в трансатлантическое путешествие в Южную Америку, где провели всю зиму. Весной вернулись в Средиземное море, периодически меняя маршруты. В среднем один круиз длится около 7-10 дней.

«Первые две недели на борту были самые сложные. Нужно работать, знакомиться с большим количеством людей, проходить много тренингов по безопасности плюс обучение в казино. Успевал только есть и спать, нагрузка была колоссальная. К тому же оказалось, что у меня морская болезнь».

Но коллеги успокоили: скоро организм адаптируется и будет легче. Так оно и получилось, спустя месяц состояние нормализовалось.

Корабельные казино представляют собой помещение, где в среднем находится около сотни игровых автоматов и десятка столов. Бывает и значительно больше — зависит от размера лайнера и количества пассажиров.

Рабочий день крупье сильно зависит от того, где находится лайнер. Если мы целый день были в море, приходилось работать очень много, так как казино открыто с утра и до глубокой ночи. Если лайнер стоит в порту до вечера, то можно отдохнуть на борту либо отправиться на прогулку в город. Мы приходили в казино сразу после отправления и работали до последнего клиента.

Какого-то предпочтения в играх у гостей нет: кто-то любит рулетку, кто-то блэкджек или покер, а кому-то интереснее испытать удачу на игровом автомате. Дилер играет на стороне казино сразу против всех гостей. Он действует строго согласно правилам и процедурам, поэтому никто из гостей не блефовал. Делать против него это бесполезно, это ничего не решит. Конфликты между гостями из-за игры я встречал крайне редко, так как люди приезжают на лайнер отдыхать и приходят в казино за хорошим настроением.

Крупье нужно обязательно общаться с гостями лайнера. Многие приходят в казино в том числе и за этим. Иногда может возникать языковой барьер, если посетители не говорят на английском языке. Поэтому мы старались выучить основные слова и выражения на итальянском, испанском и португальском, чтобы можно было понимать и говорить на простые темы. Темы ограничивались лишь тактичностью и здравым смыслом. Конечно, есть и некоторые ограничения. Дилер может рассказать новым игрокам правила игры, но не может давать советов, как играть. В казино прописаны четкие правила и процедуры почти на все случаи жизни, нужно просто им следовать.

На втором контракте меня повысили до супервайзера – это следующая позиция после крупье (Прим. авт.Супервайзер контролирует ход игры, видит и исправляет ошибки крупье, работает с обратной связью). Поэтому общения с гостями стало еще больше, и это мне очень нравилось.

В плане жизни на лайнере у сотрудников тоже существуют нормы и ограничения. К примеру, раз в несколько дней есть дежурство, когда запрещено покидать борт. Весь экипаж разделен по группам, которые в определенном порту должны остаться на борту на случай экстренной ситуации. Все знали дни своего дежурства и могли подменять друг друга, если нужно.

«Уровень зарплаты я раскрыть не могу, отмечу лишь, что она делится на фиксированную часть и чаевые. Поэтому персонал казино замотивирован хорошо работать, чтобы получать бонусы от гостей».

Наверное, вы удивитесь, но на лайнере мне очень не хватало нашей домашней еды. На борту работает персонал из 40 стран, поэтому приготовить для каждого блюда национальной кухни невозможно. Хотя в столовой всегда есть еда для вегетарианцев, несколько видов мяса, морепродукты, свежие овощи, фрукты и десерты. Эту проблему мы решали в портах: заказывали борщ в ресторанах русской кухни.

Конечно, скучал по семье и друзьям, но в портах и на лайнере всегда есть интернет, поэтому мы постоянно были на связи, что немного сглаживало долгую разлуку.

В свободное время я общался с русскими членами экипажа, с некоторыми дружу до сих пор. Также на борту для персонала работает свой тренажерный зал, бар, пляж с шезлонгами и джакузи.

В целом особо скучать на лайнере некогда. Большую часть времени занимает работа. Для гостей проходит много мероприятий. Например, бал-маскарад. В этот день к нам в казино приходили играть супергерой, рыцари и ковбои. Выглядело это очень необычно и весело.

Были, конечно, и комичные ситуации. Так, спустя первый месяц на лайнере я чуть не опоздал на борт, а это верный путь домой до окончания контракта и невозможность устроиться обратно. Мы отправились с коллегами на пляж в Рио-де-Жанейро и на обратном пути попали в дикую пробку. Нам пришлось много и долго бежать, от увольнения нас отделяло всего 15 минут. Конечно, в тот момент мне было совсем не весело, но сейчас рассказываю друзьям подробности этой истории с улыбкой.

Как прекрасен этот мир

Когда лайнер пришвартован в порту, казино не может работать. Если нет никаких дополнительных обязанностей и дежурств, то можно погулять по городу. Если лайнер стоит в порту ночью, то у нас получается выходной. В свободное время мы ездили на экскурсии, посещали аквапарки, гуляли по улицам, фотографировали достопримечательности и отдыхали на пляжах.

Я уже много где побывал, и могу сказать, что каждый город прекрасен по-своему, везде есть своя уникальность. Думаю, главный критерий для меня — это общая атмосфера места. Она складывается из множества факторов: архитектуры, местных жителей, их стиля и образа жизни, национальной кухни. Мой личный топ-5 стран: Испания, Италия, Бразилия, Мальта, Португалия.

«Самое большое впечатление на меня произвел Рио-де-Жанейро, особенно статуя Христа-Искупителя. Монумент находится на высоте 709 метров над уровнем моря на вершине горы Корковаду. Оттуда открывается невероятный вид на бухту и на весь город. Мне посчастливилось побывать там трижды за последние два года».

Отдельно скажу про закаты и рассветы в море — это невероятно красивое зрелище. Когда мы закрываем казино под утро, то обязательно идем с коллегами на открытую палубу, чтобы встретить рассвет, а уже потом ложимся спать.

Работа в условиях пандемии

Этой весной мир внезапно настигла пандемия коронавируса. События развивались очень стремительно. Мы отправились в трансатлантический круиз из Южной Америки в Европу. Лайнер вышел из Буэнос-Айреса в начале марта и направлялся в итальянскую Геную. Во время нашего нахождения в Атлантическом океане начала поступать информация, что многие страны закрывают свои порты для круизных лайнеров. Нам пришлось изменить маршрут и направиться напрямую в Марсель, а уже оттуда в Геную.

«На лайнере сразу же предприняли меры безопасности. Перед посадкой на борт всем пассажирам измерялась температура. На самом лайнере все регулярно пользовались антисептическими средствами и соблюдали дистанцию».

Когда мы возвращались в Европу, наша компания объявила о прекращении всех круизов, поэтому уже было понимание, что это плавание будет последним. Гостей из Франции мы высадили в Марселе, остальные возвращались уже из Италии. Какое-то время пассажиры жили на борту, ожидая подходящих рейсов для полета домой. Когда людей осталось немного, они переехали в отель. Компания взяла на себя все расходы по проживанию гостей и их возвращению.

Затем лайнер с персоналом отправился в порт города Ла Специя, где экипажу пришлось пройти трехнедельный карантин. Все обошлось, заболевших на борту не было. Потом мы уже могли свободно перемещаться на борту, соблюдая необходимые ограничения.

Мы надеялись на лучшее, поэтому особо не переживали. Когда компания нашла нам билеты на подходящий самолет, мы отправились в гостиницу рядом с аэропортом, чтобы на следующий день улететь домой. Однако накануне вечером рейс отменили, и мы остались жить в отеле почти на месяц.

В конце мая мне удалось вернуться в Россию специальным вывозным рейсом. Сразу по прилету в Москву нас поместили на две недели в обсерватор. Затем уже прилетел в Самару, где пришлось пробыть еще две недели дома на самоизоляции.

Когда начнутся новые круизы, пока никто точно сказать не может. Есть примерные даты, но они постоянно меняются. Определенно, в ближайшем будущем лайнеры вернутся в море, иначе эта огромная индустрия просто умрет. А это большое количество людей, которые могут потерять работу на борту и в офисах, у поставщиков и подрядчиков, на заводах и верфях.

Я решил досрочно завершить свою работу на круизных лайнерах и вернуться в офис. Могу сказать, что это был очень интересный и ценный опыт. Мне удалось посетить множество удивительных мест, завести новые знакомства и повысить свой уровень владения иностранными языками. Путешествовать я обязательно продолжу, но уже в рамках своего отпуска.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close