На Ленинградской появится новый арт-объект «Воробьиный бульвар»

Узнали у художника Андрея Сяйлева, почему он будет уникальным для Самары.

Пустующая стена на улице Ленинградской напротив Почтамта этим летом преобразится. На ней появится масштабный арт-объект, автором которого является местный художник Андрей Сяйлев. Сейчас он ищет помощников и тех, кто готов передать для важного дела свои старые почтовые ящики.

В чём суть?

Стена здания постоянно подвергается набегам граффити-художников. Коммунальные службы слой за слоем ликвидируют нежелательные надписи. Однако такая борьба с уличными хулиганами не даёт результатов и длится уже много лет. Самое лучшее решение пока — это занять место другим объектом, то есть создать место культурного притяжения.

Так появился новый проект Андрея, рабочее название которого «Воробьиный бульвар». Птицы в нём действительно будут играть большую роль. Однако для того, чтобы реализовать идею и привлечь пернатых, художнику необходимо собрать 150-200 старых почтовых ящиков. Их разместят на стене здания, закрепив на незаметные металлические трубки, и покроют лаком для защиты от разрушения. Затем автор добавит в работу органические мотивы — плющ или девичий виноград, который в изобилии прорастает в Самаре. Для этого ему потребуется помощь самарцев.

В четверг, 23 июля, во дворе Музея модерна прошла встреча с горожанами. На ней Сяйлев рассказал о своей задумке, а также принял от неравнодушных людей первую партию ящиков — 9 штук. Автору требуются именно пожившие ящики, чем фактурнее они будут, тем лучше. Их внешний вид специально сохранят.

Подобные объекты, созданные из элементов городской среды, можно встретить в разных странах. Для Самары и России этот опыт не совсем типичный. Узнали у Андрея Сяйлева подробнее об уникальности проекта, переосмыслении пространства улицы и жизни птиц. 

— Андрей, ты планируешь разместить на стене около сотни ящиков. Они точно уместятся?

— Всё просчитано. Если мы хотим заполнить стену (семь метров в длину и пять в высоту) полностью паттерном, то потребуется 200 ящиков. Сам проект делится на три этапа. Сначала мы собираем ящики, делаем каркас – незаселенную конструкцию. Затем переходим на второй этап – высаживаем плющ (девичий виноград) и создаём структуру из живого и неживого. Наверное, просто в одних ящиках птицы будут жить, если мы сформируем базу для гнёзд. Мы обсуждали возможность поиска людей, которые смогут ухаживать за плющом и кормить птиц. Высадить виноград мы планируем до конца лета. Обвивая структуру ящиков, он будет создавать симбиоз всех элементов.

— Как возникла эта идея?

— Когда я лет семь назад летом искал квартиру в старом городе, чтобы купить, зашёл в один из дворов (где в итоге и приобрёл жильё) рядом с площадью Куйбышева. Там была внутренняя стена, затянутая до пятого этажа плющом. Был вечер, светило солнце, при этом шёл дождь и дул сильный ветер. Это привело меня в экзальтированное состояние. Порывы ветра раздували плющ, и из него вылетали стаи воробьёв. Оказалось, что они там живут. Крыша, почтовые ящики — это их естественная среда. Поэтому к следующему лету, ровно через год, плющ затянет ящики и выведет работу на новый уровень существования.

— Почему для тебя это важно?

— Этот проект о том, что человек выступает в партнёрстве с другими биологическими видами в одном городском пространстве. В этом плане стена – это «Воробьиный бульвар» или «Воробьиный квартал». Ящики отмирают, теряют свою функциональность и становятся маленькими домиками для колонии птиц. Их функционал изначально схож – домики для писем. Отсюда вытекает художественное заявление: мы так тоже можем жить, как птицы, как остальные члены биосферы, которые являются партнёрами и сожителями человека на планете Земля. Мы начинаем заботиться о них так же, как и о себе.

Кстати, стена принадлежит отелю «Бристоль Жигули», который находится на улице Куйбышева. Он готов взять на себя уход за растениями, дать бетонные кашпо. А сами новые ящики, которые мы будем обменивать на старые, скорее всего, купим за счёт средств «МТС», которые готовы выделить небольшую сумму. Проект абсолютно альтруистский. Лично для меня это создание художественной практики и возможность пережить коллективной творческий опыт.

— Как планируешь защищать арт-объект от вандалов?

— Во-первых, я думаю, что нужно привлечь жителей ближайших дворов, чтобы они стали соучастниками проекта. Во-вторых, стена граничит с местным ЖЭУ. Наличие там агентов местной реальности позволит сохранить историю под надзором. Плюс ко всему, плющ, который создаст единую структуру, не позволит реконструировать объект. В целом, когда будет ясный культурный код на карте, то у людей будет срабатывать мысль, что это памятник, что не нужно заниматься его реконструкцией. Проверим. Это эксперимент и некая авантюра с элементами игры. Странно полагать, что это останется навсегда – в этом мире ничего нет навсегда. По крайней мере, возникнет прецедент, который за собой повлечёт реакцию. Это очень важно.

— В чём для тебя будет выгода, если этот проект полностью альтруистский?

— Если сравнить это с лабораторией, с исследованием и учёными, которые произвели некий опыт, то здесь важна реакция. Что я могу из этой ситуации извлечь для себя? Просто интересно посмотреть на то, что получится. 

Монтаж арт-объекта на улице Ленинградской будет проходить в рамках фестиваля «Том Сойер Фест».
В этом году его участники отремонтируют фасад деревянного здания на Братьев Коростелёвых, 127.
Сезон планируют открыть 27 июля.

Фото Андрея Сяйлева

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close