Как ученый Илья Мечников в Поволжье «чумного клопа» ловил

07.07.2020

234

Автор: Татьяна Гриднева

Как ученый Илья Мечников в Поволжье «чумного клопа» ловил

В мае 1911 года делегация ученых Института Пастера побывала в Самаре.

Великий русский ученый Илья Мечников половину своей жизни провел в Париже. Он был одним из первых зарубежных биологов, которых Луи Пастер пригласил на работу в свой институт. Мечников жил прямо на территории этого учреждения, на специально построенной для его семьи «даче». Даже урна с его прахом, согласно завещанию, находится теперь в библиотеке Института Пастера. Для французов Мечников является символом тесной связи ученых наших стран. Поэтому при создании статьи нам помогала архивист Института Пастера Доминик Штайнмец и представитель лионской ветеринарной школы Рене Пируар.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Илья Мечников — русский и французский биолог. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908 год). Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и теории иммунитета, основатель научной геронтологии. [/box]

Между Парижем и Москвой

Обретя свой второй дом во Франции, Илья Ильич не переставал думать о России. Одно из подтверждений тому — организованная им крупная научная экспедиция в Поволжье, которое в начале ХХ века все еще страдало от эпидемий чумы и туберкулеза. Профессор отправился туда в 1911 году. Вместе с ним в Россию приехала и его супруга, Ольга Николаевна.

На первой странице выпуска французского журнала «Эксельсиор» 1911 года мы видим большую фотографию ученых из Института Пастера, садящихся в поезд на Северном вокзале Парижа. Надпись гласит: «Профессор Мечников отправляется в Россию изучать чуму». В заметке сказано, что вместе с ним едут четверо его коллег. К ним по пути присоединятся русские бактериологи из Москвы и Санкт-Петербурга.

На снимке прекрасно видно, что на перроне стоит целая толпа провожающих. Репортеры парижских газет особенно усиленно фотографируют знаменитого Мечникова. Его даже отмечают на общем снимке стрелкой. И, не удовлетворяясь этим, делают фотомонтаж — увеличивают фигуру Ильи Ильича, стоящего на подножке вагона, и помещают ее в отдельный медальон. Все это свидетельствует об огромном уважении, которое в XIX веке люди испытывали к соратникам Пастера. Сейчас многие из нас, устрашенные гораздо менее масштабной эпидемией коронавируса, прониклись особым уважением к врачам. Можно представить, насколько в то далекое время были популярны изобретатели первых вакцин. На них просто молились.

Как ученый Илья Мечников в Поволжье «чумного клопа» ловил

Вниз по реке

С почетом принятые в Москве, пастеровцы продолжили свой путь по железной дороге до Нижнего Новгорода, а затем пересели на пароход. Мечников не преминул посетить Самару, широко известную в медицинских кругах Европы благодаря противотуберкулезному санаторию Нестора Постникова. Известие о приезде делегации ученых взбудоражило весь провинциальный город. 14 мая 1911 года газета «Волжское слово» писала: «Вчера перед приходом верхового самолетского парохода («Самолет» — название пароходной компании. — Прим. авт.) на пристани наблюдалось заметное оживление. Много было любопытных обывателей. Пароход стоял всего два часа, а профессора тянуло ближе к природе, в поля. Он попросил Канского сопровождать его на постниковскую дачу, чтобы осмотреть кумысолечебные заведения. На берегу ждал автомобиль, приготовленный г. Канским».

Далее репортер сообщает: «На 4-местный автомобиль с большим трудом поместились шесть человек: И.И. Мечников, японец Яманучи, итальянец Салимбене и француз Бюрне, затем Канский и Постников. Русские же участники экспедиции остались на пароходе». В статье не сказано, кто из Постниковых сопровождал ученых. Это мог быть как сам Нестор Васильевич, так и его сын Сергей — в то время он уже возглавлял отцовское дело. Впрочем, журналист отмечает, что Постникова взяли с собой из-за того, что никто не знал точной дороги до кумысолечебницы. И можно предположить, что сопровождал Мечникова все же Сергей, а не совершенно ослепший девяностолетний Нестор Васильевич.

Далее репортер жалуется на погоду — очень жаркая. Причем сильный ветер вздымал облака «неумолимой» самарской пыли, которая не давала шоферу разглядеть дорогу более чем «на три-четыре сажени впереди». Но все неудобства забылись, когда гости прибыли в настоящий оазис из вековых дубов, где Нестор Постников расположил свою кумысолечебницу.

В то время, когда свойства антибиотиков еще только изучались, кумыс оставался самым популярным средством от туберкулеза. Мечников исследовал полезные свойства кисломолочных продуктов, ввел в лексикон европейцев такое понятие, как «йогурт». Он как никто другой понимал лечебную ценность кумыса. Несколько раз Мечников упоминает о нем в своих научных работах. Но на посещение лечебницы было отведено слишком мало времени. Журналист «Волжского слова» сообщает: «Профессор торопился и боялся опоздать на пароход. Но несмотря на погоду, как Мечников, так и иностранцы вынесли из поездки благоприятное впечатление. Профессор сам попробовал кумыс и нашел его вполне удовлетворительным».

Как ученый Илья Мечников в Поволжье «чумного клопа» ловил

Главная цель нашей экспедиции — узнать, где чума проводит лето… Едем мы в киргизские и калмыцкие степи, потому что это единственный в Европе эндемический (постоянный) очаг чумы… Нас интересует также, как распространяется туберкулез среди… кочевых народов. Илья Мечников

 

Охота за таинственным клещом

Вся поездка была строго расписана. Даже времени на посещение самарских коллег у французских ученых не нашлось. К 15 июля Мечникову следовало вернуться в Париж, так как в это время уходил в отпуск директор пастеровского института профессор Ру. Русский ученый должен был его заменить.

Сейчас в нашем городе мало кто знает об Эмиле Ру, соратнике Пастера и большом друге Ильи Мечникова. Его имя носил Самарский бактериологический институт, созданный во время создания вакцины против дифтерии. Ее разработал именно доктор Ру.

Заметка в «Волжском слове» заканчивается так: «Около часа дня автомобиль прибыл к пристани. Проводить Мечникова пришли гласные думы Слободчиков и Шешлов. Пароход отваливает. Мечников стоит на палубе и долго машет соломенной шляпой…»

Под конец журналист желает блеснуть знаниями, которые приобрел, наслушавшись разговоров ученого и его коллег.

«Профессор предполагает, что в калмыцких степях существует какой-нибудь клещ или клоп, который и служит хранилищем для чумных микробов. Этого клеща и думает поймать Мечников», — поясняет незадачливый репортер.

Кумысолечебница пользовалась большим успехом среди российской аристократии и среднего класса. Илья Мечников посетил здравницу Постникова и дал ей высокую оценку. Он сказал, что это одно из лучших лечебных заведений Европы с прекрасным медперсоналом. Александр Завальный, краевед

 

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации