Компьютерный аниматор Андрей Жидков о телесериале «Спецназ», работе с Бекмамбетовым и участии во французском фестивале

05.07.2020

285

Автор: Татьяна Гриднева

Компьютерный аниматор Андрей Жидков о телесериале «Спецназ», работе с Бекмамбетовым и участии во французском фестивале

Фильм нашего земляка вызвал восторженные отзывы зарубежных критиков.

Андрей Жидков давно занимается компьютерной анимацией. Работал в игровом кино над проектами режиссеров Тимура Бекмамбетова и Александра Сокурова. Потом над детскими мультипликационными фильмами в студии СКА «Петербург». На фестивале в городе Анси (Франция), который в этом году прошел в онлайн-формате, авторская лента Андрея Жидкова по новелле Александра Неверова «Счастье» получила прекрасные отзывы кинокритиков.

Компьютерный аниматор Андрей Жидков о телесериале «Спецназ», работе с Бекмамбетовым и участии во французском фестивале

— Вы живете в Санкт-Петербурге, работаете в Москве и за границей. А что вас связывает с Самарой?

— Все очень просто. Я в Самаре родился, вырос, учился, женился. Окончил исторический факультет университета. Но никогда не работал по своей специальности.

— То есть не сразу нашли свою жизненную стезю?

— Учась в вузе, я уже понимал, что историком не буду. Играл в составе рок-групп «Контора Кука», «Вода». Некоторое время даже занимался живописью в художественной школе. В 90-е годы в России начался рекламный бум, появились диковинные люди — дизайнеры, и это меня тоже увлекло. Однажды отец принес с работы отсканированную инструкцию по Corel Draw. И я понял, что с помощью компьютера тоже можно рисовать. Работал дизайнером в рекламном агентстве «Визави» и в телекомпании «Терра», где получил первые навыки работы с движущейся графикой.

— А как вы перешли в кино?

— Я переехал в Петербург и поступил на работу в компанию по производству графики. Не секрет, что многие сложные кинокадры сейчас просто отрисовывают. Первой моей «пробой пера» стал телесериал «Спецназ». Помимо этого удалось поработать над игровыми фильмами, в том числе над «Солнцем» Александра Сокурова.

— Как вы пришли к идее сделать собственный фильм?

— В принципе, желание самостоятельного творчества зрело во мне давно. Как и всякий музыкант, я всегда мечтал иметь клип. Но останавливали затраты и хлопоты, которые неизбежны в игровом кино. И вдруг я понял, что могу все сделать в одиночку на компьютере. Работал в свободное время. И, увлекшись процессом, не заметил, как из клипа вырос мой первый мультфильм — «То, что есть у меня». Закончил его в 2009 году. Он создан по мотивам рассказа аргентинца Хорхе Луиса Борхеса о короле, который лишился всего, кроме медали, которую зажимал в кулаке. И обладание ею давало ему ощущение, что все остается по-прежнему. Я подумал, что практически у всех кукол одна рука зажата в кулак. У меня родился образ играющего ребенка. И это кажущееся несоответствие видеоряда и текста, очевидно, дает простор фантазии и наводит зрителя на философские мысли. Ведь у каждого из нас есть нечто тайное, хранимое от всех, что делает нас самими собой.

Компьютерный аниматор Андрей Жидков о телесериале «Спецназ», работе с Бекмамбетовым и участии во французском фестивале

— Как вам удалось выйти со своими проектами на международную арену?

— Именно многослойность фильма «То, что есть у меня» и принесла ему успех сразу на нескольких международных смотрах. Я съездил на кинофорум в Клермон-Ферран, где услышал много лестных слов о своем творчестве.

Второй мой фильм называется «Не пуговица». Он рассказывает о нижней пуговице пиджака, которую нельзя застегивать по правилам этикета. Никому не нужный предмет и стал героем моего мультфильма. С этой картиной я участвовал на фестивале в Суздале.

— Когда вы стали режиссером детских мультсериалов?

— После того, как я получил известность в авторском кино, меня пригласили поработать в качестве режиссера детских мультипликационных фильмов на студии «Петербург». Она известна всем по сериям анимационного фильма «Смешарики». Я сделал несколько частей «Малышариков», «Дракоши Тоши», «Тимы-Тома» и других лент. В настоящее время готовлю крупный детский анимационный проект с московскими коллегами. И не прекращаю творческих поисков. Мой третий авторский фильм, «Счастье», был отобран на фестиваль в Анси.

— Смогли его посетить?

— К сожалению, нет. Помешал коронавирус. Нынешний фестиваль в Анси юбилейный, 60-й по счету. К нему готовились заранее. Однако он прошел только в онлайн-формате. Праздничную часть организаторы решили перенести на 2021 год. Там три номинации — полнометражные и телевизионные фильмы плюс короткометражки. В разделе short films было около 40 претендентов.

Компьютерный аниматор Андрей Жидков о телесериале «Спецназ», работе с Бекмамбетовым и участии во французском фестивале

 — Почему вы выбрали для анимации именно это произведение нашего земляка-литератора?

— Рассказ о недостижимости человеческого счастья зацепил меня сразу, как только я открыл «Маленькие рассказы» Александра Неверова. Кстати, он был основателем первых самодеятельных театров в Самаре. Писал в тяжелые двадцатые годы. Пережил страшный голод и ездил за продуктами в Среднюю Азию, как герой его повести «Ташкент — город хлебный». Мне показалось, что биография Неверова похожа на судьбу художника Павла Филонова, который не изменял искусству, никогда не стремился зарабатывать на нем. Он умер от голода в своей мастерской во время блокады Ленинграда в окружении своих уникальных картин. Это шедевр русского авангарда. Они и сегодня поражают своей живостью и многоцветием. Именно Филонов рисовал таких монументальных, как будто рубленных из дерева, русских мужиков, как герой рассказа Неверова.

После революции простой человек стал объектом художественного исследования — и у художника Филонова, и у писателя Неверова.

Озвучил фильм известный итальянский саунд-дизайнер Андреа Мартиньони. Скупой и проникновенный текст рассказа «Счастье» прочел заслуженный артист РФ Юрий Кузнецов. Он тоже из настоящих русских мужиков. Его голос просто поразил членов международного жюри.

«Счастье», созданное на основе новеллы малоизвестного во Франции русского писателя Александра Неверова, сопровождает один из наиболее интересных закадровых голосов. Суровый и неумолимый, он не читает текст, а комментирует фильм отрывочно, довольствуясь минимумом, чередуясь с написанными отрывками. Он оставляет анимации возможность развернуться, и вместо того, чтобы играть на понимании, он подчеркивает потерю смысла, абсурд, то есть то, что в кинематографии называется термином «нуар». Все кажется фантасмагоричным в этой истории о человеке, граммофоне, кровати, полной клопов, свиньях и смерти. Это заставляет задуматься о тяжести, об ужасной безысходности определенной части русской литературы, а также о присущей ей иронии, поскольку название короткометражки — «Счастье ». Литературный текст здесь сведен к самому основному его смыслу, уступив место анимации. Она, в противоположность тексту, мощная, перегруженная кубистским или, скорее, антикубистским содержанием настолько, что влияние полотен художника Павла Филонова кажется очевидным. Отрывок из статьи «Фестиваль в Анси (онлайн) 2020 — День 2: Как всегда — короткометражки!»

 

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации