Как самарцы клад Ильича искали

17.05.2020

115

Автор: Татьяна Гриднева

Как самарцы клад Ильича искали

22 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Ульянова-Ленина.

К юбилейной дате областной архив социально-политической истории выложил в интернет интересные документы, связанные с пребыванием Ульяновых в Самаре. К примеру, представлены отчеты жандармского управления об организации слежки за неблагонадежными членами этой семьи.

Однако в большей степени внимание привлекла маленькая заметка, напечатанная 27 февраля 1938 года в газете «Волжская коммуна». В ней идет речь о поисках писем Ленина к Глебу Кржижановскому. Якобы незадолго до революции эти послания были спрятаны на острове Волжский.

Как оказалось, история о «кладе Ильича» — отнюдь не романтическая легенда эпохи коммунизма. На протяжении десятилетий партийцы и комсомольцы нашего города организовывали экспедиции с целью найти письма Ленина. Однако успеха так никто и не добился. Клад Ильича все еще в земле.

Встречи у Тейтеля

Недаром биографы Ленина утверждают, что молодой присяжный поверенный стал революционером именно в Самаре. Наш город был одним из центров расселения политически неблагонадежных людей, прибывающих из Петербурга, Москвы, а то и из сибирской ссылки. Нередко встречи революционно настроенной интеллигенции проходили в хлебосольном доме судейского чиновника Якова Тейтеля. Здесь кипели дискуссии, гости обсуждали политические и культурные новости.

Как самарцы клад Ильича искали

По воспоминаниям Тейтеля, молодой Ульянов на встречах обычно молчал, прислушивался к разным мнениям, что-то записывал в блокнотик. Таких интеллектуальных гостиных в городе было несколько. Их посещал и молодой студент Самарского реального училища Глеб Кржижановский. Революционные взгляды он унаследовал от своего деда-декабриста. Вскоре Владимир и Глеб близко сошлись и стали друзьями. Впоследствии они вместе разработают и воплотят в жизнь план электрификации Советской России — ГОЭЛРО.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#458744″ image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Осенью 1889 года семья Ульяновых переехала из имения Алакаевка на постоянное жительство в губернский центр. Все это время Владимир находился под негласным надзором полиции как брат государственного преступника Александра Ульянова. В течение зимы семья сменила две квартиры. В мае 1890-го переехала в третью. Она находилась в доме купца Рытикова, где ныне располагается Дом — музей Ленина. В 1893 году будущий вождь мирового пролетариата покинул Самару. Позднее он бывал здесь только проездом.

Владимир Ульянов и Глеб Кржижановский одновременно находились в сибирской ссылке. Они официально оформили свои отношения с невестами — революционерками именно в Сибири. Известно, что 25 марта 1897 года при отправке по этапу партии ссыльных, в которой были оба революционера, Кржижановский пел песню «Варшавянка», русский текст которой написал в заключении в Бутырской тюрьме.

В 1897 году из пересыльной тюрьмы Красноярска Ленин был направлен в Шушенское, а Кржижановский — в село Тесинское Минусинского уезда. Известно, что новый, 1899 год Владимир Ульянов и Надежда Крупская встречали в Минусинске у Глеба и Зинаиды Кржижановских. Учитывая этот факт, можно считать весьма вероятным существование интенсивной переписки двух революционеров.[/vrezka]

Куда бы ни бросала судьба Ленина и Кржижановского, они всегда находили возможность делиться своими идеями. Постоянно обменивались письмами. Много таких посланий разных лет сегодня хранится в государственных архивах. В заметке, которую «Волжская коммуна» опубликовала в 1938 году, автор сообщает:

«Находясь в 1899 — 1907 годах в сибирской ссылке, В.И. Ленин и Г.М. Кржижановский вели оживленную переписку. К концу пребывания в ссылке у Кржижановского скопилось несколько десятков писем Владимира Ильича.

Как самарцы клад Ильича искали

письмо Ленина к Кржижановскому

Возвращаясь из ссылки, товарищ Кржижановский привез письма в Самару».

Как были спрятаны послания

В это время самарская организация РСДРП находилась в ожидании обысков и арестов. Драгоценные письма решили спрятать. За дело взялся глава социал-демократов Василий Арцыбушев. По воспоминаниям Кржижановского он нашел герметичный цинковый ящик, положил внутрь письма и запаял его. Затем Арцыбушев зарыл клад на одном из островов, где горожане отдыхали и купались в теплое время года. Вскоре, однако, Василий Петрович был выслан из Самары в Уфу. В наш город революционер больше не возвращался. Он скончался в Уфе в 1917 году.

Вместе с сыном Арцыбушева мы дважды ездили на правый берег Волги. Чтобы определить примерное место, где они приставали в 1902 г. Затем с помощью технических средств, имевшихся в распоряжении Приволжского военного округа, мы организовали поиски ящика, но успеха, к сожалению, не достигли». Из письма Д. Шепелева в газету «Волжский комсомолец», 1957 год

 

Можно предположить, что история с зарытым на берегу Волги ларцом — одна из романтических революционных легенд. Однако, оказывается, спустя годы Кржижановский сообщил об утраченных письмах ученым — основателям Института Ленина. Старый революционер рассказал, что зарытые на острове послания затрагивали актуальные вопросы того времени и касались проблем, поднятых Лениным в работе «Развитие капитализма в России». Это заинтересовало исследователей, и в 1931 году Средневолжскому райкому ВКП(б) поступило задание из Москвы организовать поиски ларца с письмами.

Таинственный остров

Поиски, должно быть, сразу и стартовали. В 30-е годы промедление в исполнении приказов столичных властей, как говаривал Ильич, было смерти подобным. В то же время оставался открытым вопрос, где именно нужно вести раскопки — на Поджабном, Коровьем, Зелененьком? Также всех одолевали сомнения: могли ли уцелеть письма во время половодий. Однако автор статьи в «Волжской коммуне» журналист Алексеев утверждает: поиски необходимо продолжать. Он сообщает:

«Приезжавший в конце прошлого года в Куйбышев академик Г.М. Кржижановский — наиболее осведомленный после В.П. Арцыбушева об обстоятельствах дела, — рассказывал, что для писем было выбрано никогда не затопляемое, сухое место. Близ этого места рос большой дуб или какое-то другое большое дерево. Письма были так хорошо упакованы, что полную сохранность их можно считать безусловной».

Как самарцы клад Ильича искали

И журналист призывает продолжить поиски летом 1938 года. Увы, успехом они так и не увенчались.

Окончание следует.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации