Воспитатель Елена Данилова о том, как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

14.05.2020

151

Автор: Елена Преснухина

Воспитатель Елена Данилова о том, как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

15  мая в  Самаре традиционно проходит крупнейшее в году распределение мест в  детские сады. Сейчас, из-за угрозы распространения коронавируса, его планируют перенести на более поздний срок.

И тем не менее в департаменте образования уверяют: как только ситуация позволит, распределение состоится.

Как помочь ребенку привыкнуть к новым условиям? Что должны уметь малыши к поступлению в детский сад? Что ребенок может принести с собой в группу, а что лучше оставить дома? Как быть тем, у кого аллергия? Об  этом нам рассказала воспитатель детского сада №407 Елена Данилова.

— Расскажите, как родители могут помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.

—  Нужно обратить внимание на режим дня. Хорошо, если время утреннего подъема, прогулок, приема пищи будет схоже с распорядком, который установлен в дошкольном учреждении. Имеет смысл устроить ребенку экскурсию в  детский сад. Сейчас карантин, но я знаю, что, к примеру, наша заведующая Наталья Евгеньевна Яковлева в  обычное время всегда идет навстречу таким гостям, провожает их в группы, все показывает, знакомит родителей и малышей с воспитателями. И, конечно, с ребенком нужно разговаривать: рассказать, что такое детский сад и что ребята там делают. Можно объяснить: ты уже большой, взрослые ходят на работу, а ты пойдешь в детский сад — это твоя работа.

В  нашем учреждении работает психолог, которая в период адаптации ежедневно приходит в группу, наблюдает за  ребятами, проводит занятия, игры. Она всегда готова ответить на вопросы, интересующие родителей.

Воспитывать играя

— Какими навыками должен обладать ребенок при поступлении в детский сад?

— Необходимо, чтобы у него были навыки самообслуживания. Большой плюс, если малыш говорит  — тогда с ним проще, он всегда скажет, чего хочет. Чем самостоятельнее ребенок, тем быстрее он будет адаптироваться — и в детском саду, и потом в школе. Если речь идет о трехлетках, они должны уметь сами есть, мыть руки, пользоваться туалетом. А еще одеваться при помощи взрослого. К примеру, застегнуть куртку или завязать шапку в этом возрасте, конечно, мало кто умеет, хотя и такие бывают.

— Но на практике, наверное, далеко не  все дети настолько самостоятельны?

— Естественно. Когда дети приходят в сад, ты, наблюдая за ними, понимаешь, кто справится сам, а кому необходима помощь. К  примеру, часто ребята поначалу не  хотят есть сами — привыкли, что дома их  кормят с  ложечки. Мы стараемся их стимулировать разными игровыми приемами. Для каждого возраста они свои. Малышам говорим: вот к нам в гости пришел игрушечный мишка, покажи ему, как ты умеешь кушать. В случае с детьми постарше действенны разные бонусы. Хорошо поел — получи наклейку или маленькую игрушку.

Воспитатель Елена Данилова о том, как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

— Как вы  относитесь к  инклюзии? На  ваш взгляд, ребятам с  ограниченными возможностями комфортно рядом с обычными детьми?

— Наш сад инклюзивный, его посещают в том числе и «особые» дети. Среди недавних выпускниц — девочка с синдромом Дауна. Для своего диагноза она была хорошо развита: сама себя обслуживала, немного разговаривала. Несколько лет назад к нам ходил мальчик с задержкой в  развитии. Сейчас одну из  групп посещает девочка-колясочница. За ней закреплен человек — тьютор, который помогает ей в бытовых вопросах. Основная сложность в том, что не всегда есть возможность уделять таким деткам повышенное внимание. Что касается отношения других ребят, тут, как правило, проблем не возникает. Маленькие дети спокойно воспринимают особенности своих сверстников, вместе играют, никто никого не обижает.

— А бывают, на ваш взгляд, «несадовские» дети?

— Бывают, но крайне редко. Это может выражаться по-разному: одни часто болеют, другие много плачут, оставаясь без мамы. «Несадовские» дети плохо контактируют со сверстниками, могут подолгу сидеть в одиночестве, хныкать, отказываться от игры. Но не нужно путать это с  периодом адаптации. Он  может составлять от  месяца до полугода. Потом ребенок, как правило, привыкает и начинает ходить в детский сад с удовольствием.

Спокойствие, только спокойствие

—  Даже если в  семье один или два ребенка, совсем не обязательно, что они слушаются родителей. У  вас  же бывает одновременно около 30  детей. Как воспитателю удается следить за дисциплиной?

—  Когда дети начинают ходить в  сад, то  постепенно привыкают к  требованиям. Чем младше ребята, тем больше игровых моментов. Мы не воспитываем, а как будто все время играем. К примеру, когда нужно убрать разбросанные машинки или куклы, говорим: каждой — свой домик. Если мы  их  не  уберем, они потеряются, будут плакать. Старшим детям уже объясняем: в нашей группе есть определенные правила, их надо соблюдать. Лучше всего запоминаются простые, четкие фразы: «Перед тем как кушать, моем руки». Главное, требования должны быть едиными  — и  у  воспитателей, и у няни.

— А если дети хулиганят, дерутся между собой, как вам удается быстро погасить конфликт?

—  Бывает по-разному. Иногда просто разводим драчунов в разные стороны. Потом, когда пыл остывает, выясняем причины. Объясняем: вы всегда можете договориться, не получается — подойдите к воспитателю, вместе разрешим спор. Если конфликт остается, я обычно предлагаю ребятам поиграть отдельно. Переключаю их на другую деятельность, в основном спокойную — конструкторы, пазлы.

— Как получается самим сохранять спокойствие, несмотря на капризы и ссоры детей?

—  А  по-другому никак. Дети должны чувствовать твое внутреннее спокойствие. Как  бы ни  хотелось прикрикнуть, выдержку обязательно нужно сохранять. Тогда и дети будут спокойны.

«Прощай, оружие!»

— Что из того, что приносят с собой ребята в  детский сад, может представлять опасность?

—  Пистолеты с  пульками, сабли. Обычно я  забираю такие игрушки у  ребят, а  вечером, когда приходят родители, отдаю. Опасность могут представлять и  конфетки: малыш на ходу засунул ее в рот, побежал — есть риск подавиться. Просим родителей не давать детям с собой и другие мелкие предметы.

Воспитатель Елена Данилова о том, как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

—  А  на  прогулке могут возникнуть опасные ситуации?

— Вероятность маленькая, но, конечно, на  улице следить за  детьми сложнее  — пространство открытое. Объясняю ребятам: у каждой группы своя площадка, мы гуляем здесь, вы всегда должны видеть меня глазками, а я — вас. Лет 20 назад, в другом детском саду, когда я  только начинала работать, был ребенок, склонный к «побегам». Так мальчик просто пытался уйти домой пораньше. Один раз смотрю  — он  бежит к калитке. К счастью, я вовремя это заметила, «побег» не состоялся.

Что касается игрового оборудования, оно достаточно безопасное — деревянное, без острых углов. И тем не менее, когда детки катаются с горки, я стою рядом, страхую их.

— Многие ребята просят родителей принести в детский сад сладости, чтобы угостить друзей…

—  Тут ситуация двойственная. С  одной стороны, то, что ребенок хочет угостить друзей, хорошо, так он  учится устанавливать социальные связи. С другой — у многих детей сейчас аллергия. Поэтому в любом случае не советую приносить шоколад или печенье с кремом, лучше купить фруктовый мармелад или крекеры. И еще просим предупреждать нас, воспитателей, — мы знаем, когда лучше дать угощение. Часто сладости приносят на день рождения. Отмечу: на продукты при этом должны быть сертификаты качества. Их можно получить прямо в магазине.

Аллергия — не преграда

— А как в детском саду вообще организовано питание детей с аллергией?

—  Свою еду родителям приносить запрещено. Обычно мы  просто не даем ребенку отдельные продукты, на которые у него реакция. Например, рыбу или апельсины. Сложнее, если аллергия на молочные продукты. Их в  нашем меню достаточно, особенно на завтрак — это и каши, и творожная запеканка, и омлеты. Родители таких детей обычно просто кормят их перед выходом из дома.

— Некоторые не отдают ребенка в детский сад, а берут няню. Как вы считаете, это хорошая альтернатива?

— Я считаю, что до трех лет малышу лучше с мамой. Не стоит отдавать его в детский сад, если нет острой необходимости. В этом возрасте у детей еще нет большой потребности в общении со сверстниками. Они играют рядом — кажется, что вместе, но на самом деле каждый в свое. А становясь постарше, начинают объединяться, строить общую игру. Ценность детского сада в том, что здесь ребенок впервые учится находить свое место в  обществе. Дома малыш чувствует себя центром вселенной, где все крутится вокруг него. А в детском саду много ребят, тут волей-неволей приобретаешь опыт построения отношений с окружающими. Дальше будет школа, новый коллектив. Но  чем лучше ребенок научится устанавливать контакты в детском саду, тем проще ему будет потом.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации