Карандаш, который острее штыка: история самарца Леонида Голованова, автора плаката «Дойдем до Берлина!»

Рассказываем, кто стал прообразом одного из символов Победы.

Как измерить вклад в Победу? Особенно когда речь идет не о боевых заданиях или труде в тылу. Когда речь идет о произведении искусства, каким аршином мерить — историческим или художественным? Если мы вспомним символы Победы, то рядом с красным знаменем над Рейхстагом, кадрами капитуляции и советских солдат у Рейхсканцелярии мы наверняка вспомним этот плакат — солдат-победитель с орденами на груди — и сзади еще один плакат — «Дойдем на Берлина!» и надпись на стене «Дошли!». Этот плакат — знаменитый на весь мир — очень малая часть того вклада в Победу, который сделал своим острым карандашом самарский художник Леонид Голованов

Чертежник из крестьян

Родился Леонид Голованов в 1904 году в Самаре. В семье крестьян, как сообщает официальная советская биография. Нелегко в это поверить, глядя на его аристократический автопортрет 1935 года. Впрочем, кем бы ни были его родители, только у рабоче-крестьянских детей был шанс в Стране Советов.

Голованов окончил приходскую школу и сразу устроился работать чертежником. В 14 лет. В 15 едет работать в Самарканд, а еще через год побеждает на конкурсе эскизов большого панно на политические темы. Там же, в Самарканде, становится членом местного Союза художников. В 1922 году возвращается на родину, где поступает на археолого-этнографические курсы при Самарском университете.

Путь к плакату

Но уже в 1923-м Голованов отправляется в Москву, где пять лет учится у Дмитрия Кардовского. Это был выдающийся художник, великолепный иллюстратор, педагог и друг Ильи Репина. Он воспитал десятки мастеров. Кроме Леонида Голованова у него учился еще один самарец — Василий Ефанов, тоже будущий классик соцреализма.

Впрочем, в пору обучения Голованов не планировал становиться классиком соцреализма. Он меньше занимался живописью, сосредоточившись на рисунке и иллюстрации. Благо, Кардовский был одним из лучших иллюстраторов русской классики, поднявшим этот вид изобразительного искусства на небывалую высоту. И Голованов оказался достойным учеником.

Детям и юношеству

В 30-е годы Леонид Голованов активно иллюстрирует детскую литературу. Для читателей старшего возраста первое знакомство с его работами произошло, скорее всего, именно по книжкам. 20 лет основным делом художника была детская иллюстрация. Наиболее известны его работы для произведений Леонида Пантелеева и Льва Толстого.

А еще Голованов активно преподавал. Начиная с 1936 года он учит чертить будущих архитекторов в Московском архитектурном институте, преподает в Художественном институте, но при этом остается практически неизвестным как художник. Его участие в выставках скорее случайное. Создается впечатление, что именно художественной жизни Голованов избегал, сосредоточившись на преподавании и иллюстрации. Все изменила война.

В суровые дни

Сразу же после начала Великой Отечественной художники начали создавать тематические произведения. Самой востребованной формой стал плакат. Уже 24 июня были нарисованы первые военные, и большинство художников обратились именно к этому актуальному и «быстрому» жанру.

Голованов вступил в студию плакатов для общества Красного Креста и Красного Полумесяца, организованную замечательным графиком Виктором Корецким. В 1942 году он создает свои первые работы военной тематики. Голованова призывают в армию, и в звании лейтенанта он становится военным художником. Он работает на передовой, его острый карандаш — такое же оружие, как пулемет или танк.

Голованов побывал в 1942 году на Калининском фронте, в 1943-м — на Юго-Западном, в 1944-м был в Румынии, в Пскове, в 1945-м — в Вене, Праге, Берлине. Его плакаты помогали бойцам — вдохновляли на подвиги, напоминали о доме, вселяли надежду.

Дойдем до Берлина!

Самый известный и, без преувеличения, великий плакат Леонида Голованова — это «Дойдем до Берлина!».

Вот какую характеристику дает в своих воспоминаниях Корецкий: «Плакат, как известно, своего рода синтетическое искусство. Наряду со зрительным рядом здесь играет полноправную роль выразительный текст. Некоторые плакаты военного времени особенно показательны в этом плане. Мы знаем несколько случаев, когда именно текст давал жизнь и популярность плакату. Вспомним плакат Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!». Жест бойца, поправляющего сапог на марше, мог быть истолкован зрителем буквально и очень заземленно. Текст же углубил и одухотворил образ, дав плакату другую главную тематическую направленность».

Но, конечно, дело не в лозунге, а в герое. На плакате Леонида Голованова — настоящий герой.

Снайпер Голосов

На дороге войны поправляет сапог снайпер Василий Голосов. Он лично застрелил из своей винтовки 422 фашиста, а его ученики-снайперы — больше 3 000. До войны он был школьным завхозом в Москве и самым мирным человеком. На Великой Отечественной стал великим воином.

Герой Советского Союза Василий Голосов погиб 16 августа 1943 года. Но его образ стал бессмертным. И на втором плакате цикла, который называется «Красной Армии — слава!», уже после окончания войны Голованов снова рисует Голосова — в образе солдата-победителя, с наградами, до которых настоящий снайпер не дожил. Есть еще и третий, завершающий серию, — «И в труде побеждаем». Этот плакат создан в 1962 году.

Чубатый веселый солдат, освободитель мира, присевший на обочине дороги, чтобы поправить сапог и дальше — на Запад, на века символ нашей Победы. Это он победил фашизм, и мы его помним таким благодаря острому карандашу Голованова.

Почетный «грековец»

После войны лейтенант Голованов получил Сталинскую премию за свои плакаты и продолжил живописную службу в студии имени Митрофана Грекова. Там он создавал графические серии, делал эскизы для марок и открыток, продолжал работать как плакатист.

Его произведения — часть нашей истории. Без них невозможно представить советскую реальность 40-50-х годов прошлого века. Самые удачные из плакатных работ Голованова созданы в лучших традициях соцреализма: «Вся наша семья будет голосовать за кандидатов блока коммунистов и беспартийных!», «Депутат — слуга народа», «Женщины в колхозах — большая сила!», «Молодежь — на стадионы!», «Физкультурники! Боритесь за новые достижения в спорте!», «Покорителям вселенной — слава!».

Плакаты художника из Самары — классика советского искусства XX века. Лучшие его работы хранятся в Третьяковке. Карандаш Голованова навсегда останется острым, острее любого штыка. С Днем Победы!

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close