Исаак Цыбульник – классик соцреализма

В майские дни наша память обращается к годам Великой войны, даже если мы родились через много лет после Победы.

Хочется вспомнить тех художников, которые сражались в те громовые годы на своем, живописном фронте, кисть к винтовке приравняв.

К сожалению, сейчас мы не можем посетить залы музея. Но Самарский художественный музей подготовил великолепную выставку «75 шагов к Победе», которая также доступна онлайн, на его сайте. Здесь, в виртуальных залах, мы можем увидеть художественную и духовную мощь изобразительного искусства Великой Отечественной войны. Один из центральных авторов этой выставки — Исаак Цыбульник, художник, которого мы привычно и по праву считаем самарским, точнее, куйбышевским.

Прекрасная школа

Исаак Петрович, а правильнее Пейсахович, родился в 1909 году в Киеве. Здесь же и начал получать художественное образование, да не у кого-нибудь, а у самого Исаака Бродского, корифея социалистического реализма и автора огромной галереи портретов первых лиц государства — от Керенского до Сталина.

Исаак Цыбульник

И хотя Бродского недолюбливали за конъюнктуру — достаточно вспомнить язвительные воспоминания Корнея Чуковского, живописцем он был исключительным и прекрасным педагогом. Он оставил после себя не только сотни учеников, но и целую систему художественного образования в СССР, которая, кстати, работает и по сей день.

Волжская судьба

Исаак Цыбульник в качестве темы для дипломной работы выбрал сюжет для предвоенной поры предсказуемый, но в то же время и неожиданный. Молодой художник решил написать «буревестника революции» в его молодые годы. Для работы над полотном «Горький на плотах» Цыбульник направился на Волгу. Это его первое путешествие оказалось удачным и символическим — с городом на Волге Исаак Цыбульник свяжет всю свою жизнь.

А картина «Горький на плотах» имела большой успех, была представлена на выставке в Киеве и даже приобретена городским музеем. Для дипломной работы успех небывалый.

Гибель семьи

В 1941 году, когда началась война и фашисты оккупировали Киев, вся семья Исаака Цыбульника, так же как и тысячи других евреев, живших на Украине, была отправлена фашистами в Бабий Яр. Отец, сестра и братья художника погибли в урочище смерти. Всего в Бабьем Яре фашисты расстреляли больше 150 тысяч человек.

Исаак избежал гибели чудом. Он успел выбраться из Киева до прихода фашистов и осенью 1941 года снова оказался на берегу Волги, в Куйбышеве.

Жизнь запасной столицы

Исаак Цыбульник оставил для самарской истории бесценные свидетельства — живописную хронику жизни Куйбышева в 1941 — 1942 годах. Запасная столица, от которой даже фотодокументов осталось не так много, в работах Исаака Цыбульника предстает во всем величии реалистического искусства.

Да, живописных работ, написанных в Куйбышеве во время войны, немало. И работ, на которых изображена запасная столица, тоже немало. Но именно благодаря полотнам Исаака Цыбульника мы можем представить, как шел по улице Красноармейской в свою приемную всенародный староста Михаил Иванович Калинин, как поднимаются по улице Ленинградской призванные на фронт жители города, как уходят со станции Куйбышев эшелоны.

Фронтовой художник

В годы войны просто живописать жизнь запасной столицы было недостаточно для художника. Исаак Цыбульник был настоящим фронтовым художником, без оружия, только с бумагой и карандашом, зачастую под огнем он делал наброски. Герои его этюдов и рисунков погибали, не дойдя до Победы, скошенные свинцовым дождем, но их открытые, мужественные лица остались с нами благодаря таланту Цыбульника.

Самой известной его фронтовой серией стали зарисовки к портрету маршала Рокоссовского, которые Цыбульник делал в блиндаже. Маршал не имел времени позировать, и художник запечатлел его в прифронтовой обстановке. Сейчас эти наброски выставлены в музее Великой Отечественной войны.

Классик соцреализма

После окончания войны Исаак Цыбульник остался в Куйбышеве. Сначала он жил в коммуналке на улице Садовой, в самом начале, недалеко от Самарки. Приютил его куйбышевский художник Павел Попов. В нашем городе Исаак стал одним из признанных мастеров социалистического реализма. Его талант был многогранен — он занимался книжной графикой, акварелью, станковой живописью.

Конечно, как и его учитель Исаак Бродский, он отдал дань уважения художественной «Лениниане» — его графика «Кино в Горках» остается одним из знаковых произведений живописи, посвященных Ленину.

И про пельмени

Но кроме парадного и соцреалистического Исаака Цыбульника был и другой художник. С одной стороны, тонкий и изящный акварелист. С другой… Если вы будете искать его работы в сети, то с высокой долей вероятности найдете картину 1978 года «Будут пельмени!».

Практически гиперреализм, с очень и очень странным социальным, совсем не социалистическим посылом. Очень простой и понятный любому советскому человеку сюжет. В 1978 году пельмени были главным деликатесом и праздничным блюдом в советских семьях. Пельмени лепить — это был праздник, общее дело. Ничего этого на картине Цыбульника нет, казалось бы, но там есть намного больше!

Память художника

Исаак Цыбульник ушел из жизни в 1986 году, но память о нем жива. В 2011 году вышла книга воспоминаний о нем с жизнеутверждающим названием «Я не любитель минорных аккордов». Издание этой книги осуществила вдова художника Ная Цыбульник на собственные средства. На презентацию книги с жизнерадостным названием в выставочный зал Союза художников в Самаре пришли друзья художника и поклонники его творчества.

Надеемся, что в скором будущем и вы сможете увидеть работы Исаака Цыбульника в залах самарского музея. Художник, прошедший войну и оставивший о ней свою живописную память, — как важно сейчас нам знать о таких творцах, настоящих бойцах.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close