Как труппа Самарского академического театра оперы и балета переживает самоизоляцию

24.04.2020

199

Автор: Маргарита Петрова

Как труппа Самарского академического театра оперы и балета переживает самоизоляцию

Что артисты и руководство вспоминают из прошлого сезона и как готовятся к будущему

Сергей Филиппов, генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета

 У государственных театров, как наш, положение, безусловно, лучше, чем у частных, независимых. У нас сохраняется бюджетное финансирование, а это гарантия стабильного существования коллектива. Мы имеем возможность вернуть деньги зрителям за билеты, приобретенные на спектакли, которые были отменены. Можем выплачивать зарплату. И планируем в июне отправить сотрудников в очередные отпуска, с тем чтобы в июле выйти
на работу и подготовиться к новому сезону. 

Конечно, бесследно этот срыв (не могли работать начиная с середины марта, плюс апрель, май и июнь) пройти не может, поскольку заработанные на билетах средства
— важная часть нашего бюджета. Есть опасение, что будет не так легко осуществить все постановки, запланированные на этот год. Многое зависит от того, как сложится начало сезона. Генеральный директор Большого театра Владимир Урин назвал оптимистичный прогноз начала работы — сентябрь. Мне кажется этот срок вполне реальным. В таком случае критичных потерь не будет, но определенные сложности возникнут. И финансовые, и технологические — премьеры требуют непрерывной подготовки, постоянной работы цехов по изготовлению костюмов и декораций. Придется действовать в более сжатые сроки.

Возможен пересмотр нашей ценовой политики. Мы понимаем, что экономическая ситуация, к сожалению, не очень хороша и может привести к падению платежеспособности наших зрителей. А значит, вынуждены будем снижать стоимость билетов. Проблемы сегодня одинаковы для всех театров — и оперных, и драматических. 

Надеемся, что в мае сможем вернуться к репетиционному процессу, но понимаем, что зрителя до начала следующего сезона в наших стенах не сможем принять. 

Активно работаем в онлайн-режиме. Демонстрируем архивные записи, до начала жесткого ограничения и введения режима самоизоляции успели записать концертные программы, которые также доступны в интернете. Есть специальные материалы, посвященные 75-летию Победы: хроники нашего театра, концертные записи прошлых лет. 9 мая в онлайн-режиме обязательно появится специальная программа. 

Как труппа Самарского академического театра оперы и балета переживает самоизоляцию

Евгений Хохлов, художественный руководитель и главный дирижер

— Сезон хоть и оборвался внезапно, но получился очень насыщенным. В сентябре мы открыли его премьерой оперы «Любовь к трем апельсинам». Это совершенно необычное, яркое, сложное для солистов, хора и оркестра произведение Сергея Прокофьева. 

В сентябре в московском театре «Геликон-опера» мы с большим успехом показали премьеру прошлого сезона «Джанни Скикки» на фестивале «Видеть музыку». Василий Святкин, на которого ставился этот спектакль, по итогам выступления в столице попал в финал престижной национальной оперной премии «Онегин». 

В октябре, на открытии фестиваля имени Шелест, состоялась премьера балета «Бахчисарайский фонтан».

В ноябре театр отправился в Санкт-Петербург, где на сцене Мариинского театра показал балет «Три маски короля». Мы волновались — спектакль модерновый, необычный, но оба вечера были аншлаги. Отклик в прессе превзошел самые смелые ожидания. Говорили
не только о художественной ценности спектакля, но в принципе о состоянии и качестве самарской балетной труппы и оркестра. 

В декабре мы выпустили премьеру «Наяда и рыбак» в постановке нашего главного приглашенного балетмейстера Юрия Бурлаки. В декабре — январе широко прошла новогодняя кампания. 

А в феврале мы поехали на Фестиваль Будущего Театра во МХАТе имени Горького с «Тремя масками короля». Кроме того, в феврале наш новый главный хормейстер Максим Пожидаев, режиссер Марина Шапкина и художник Елена Соловьева выпустили на Малой сцене хоровой спектакль «Кармина Бурана» в редакции для двух фортепиано, ударных, хора и солистов. Он пользовался таким спросом, что пришлось добавить еще пять показов. 

В марте мы откликнулись на предложение отметить годовщину исполнения Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. Хотелось сделать это именно на исторической сцене, где она прозвучала впервые. Несмотря на то, что на 5 марта у нас уже давно была запланирована премьера одноактной «Оперы о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Геннадия Банщикова. Мы ее провели, а потом перешли на большую сцену и огромным составом оркестра грянули Седьмую симфонию — первую часть и почти весь финал. Для оркестра это было очень важно — музыканты смогли показать себя не в яме, а на сцене, проявили высокое качество исполнения и самоотдачу, стали подругому смотреть на самих себя. 

На этом, к сожалению, наш сезон оборвался, хотя планы наметили грандиозные. В апреле должен был состояться оперный фестиваль «Имена» с премьерой «Бал-маскарад». В мае планировали большой вечер Шостаковича, где во втором отделении Ленинградская симфония должна была звучать как балет. А в первом мы хотели удивить наших меломанов хореографическими миниатюрами из разных произведений этого композитора. В том числе мировой премьерой хореографии Максима Петрова на музыку Первого фортепианного концерта. 

В июне хотели закрыть сезон балетным триптихом хореографии Владимира Бурмейстера, где звучала бы музыка Бизе, Равеля и Штрауса. 

Следующий сезон, который станет для нас юбилейным — 90-м, мы планируем открыть 4, 5 и 6 сентября постановкой современной хореографии автора «Трех масок короля» Юрия Смекалова. Это также мировая премьера под рабочим названием «Возвращение к жизни». 

Фестиваль имени Шелест, который пройдет в октябре, в этом году на один раз превратится в смотр музыкальных искусств. Мы включим туда премьеру оперы «Балмаскарад» и балетный триптих. 

В ноябре хотим показать балетный вечер Шостаковича. 

Еще в планах у нас сделать детский спектакль в декабре: может быть, мюзикл или оперу. Это будет новогодняя сказка для всей семьи. 

После 1 января все силы будут брошены на постановку оперы «Руслан и Людмила» под руководством известного петербургского режиссера Юрия Александрова. 

Период вынужденного простоя ломает привычный ритм нашей жизни. Для артистов помимо физической формы (нужно заниматься каждый день и быть в тренаже) есть еще и зона психологического комфорта. За свою работу исполнитель получает отклик зала, благодарность в виде аплодисментов. Это энергетический обмен, которого мы сейчас лишены. 

Но с другой стороны, когда выйдем из дома, для многих желание трудиться, само отношение к работе обострится. Потому что все равно момент инерции и рутины присутствовал. Сейчас люди, заскучав по своему делу, смогут по-другому взглянуть на себя,
коллег и то искусство, которым они занимаются. Кроме того, я верю, что сейчас
появилась хорошая возможность для саморазвития: есть время послушать и посмотреть другие коллективы, оценить себя, почитать, подумать. Мне кажется, что люди
придут на работу более умудренными. А физическую форму мы восстановим.

Как труппа Самарского академического театра оперы и балета переживает самоизоляцию

Максим Пожидаев, главный хормейстер

— Очень рад, что моя работа в самарском театре началась с такого яркого события, как премьера оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». По моему мнению, благодаря слаженной работе всей постановочной команды спектакль получился действительно ярким и зрелищным. Коллектив оперного хора сумел показать себя с лучшей стороны, в очередной раз продемонстрировав свое мастерство. Благодаря гранту областного минкультуры «Академические хоры Самарской губернии» нашему коллективу удалось принять участие в
записи диска с одноименным названием. Совместно с профессиональной командой звукорежиссеров и руководителем этого проекта Аленой Сердобовой в кратчайшие сроки записали несколько сочинений в жанрах классической, духовной и оперной музыки.

Несомненно, главное достижение на этот момент для нас — премьера кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Нам удалось привлечь внимание к коллективу, показав свой профессиональный рост и потенциал. 

Естественно, в связи с карантином мы не имеем возможности собираться вместе и проводить репетиции, а в удаленном режиме профессиональная коллективная работа хора, даже с использованием самых современных онлайн-технологий, невозможна. Поэтому каждый артист хора находится в режиме самоподготовки и индивидуально изучает нотный материал

Валентина Пономаренко, балетмейстер-репетитор, заслуженная артистка России

— В репертуаре нашего театра появился балет «Наяда и рыбак» на музыку Цезаря Пуни с хореографией Юрия Бурлаки. В спектакле принимают участие корифеи труппы. И самое главное — здесь есть большой объем работы для мужских солистов, что нечасто бывает.

Конечно, обидно, что не успели в мае выпустить балет на музыку Шостаковича, включающий музыку Седьмой симфонии. Спектакль «Ленинградская симфония» в 1986 году был в афише театра. Я сама работала в нем и могу с оттенком белой зависти сказать, что труппе повезло встретиться с хореографией Игоря Бельского. В этом же проекте будет одноактный балет Максима Петрова, молодого постановщика из Мариинского театра.

Вынужденная пауза позволит нам более осмысленно подойти к готовящимся премьерам. Что-то почитать, послушать. Знаю, что наши артисты не теряют времени даром — занимаются гимнастикой, классическим танцем, смотрят видео для подготовки.

Как труппа Самарского академического театра оперы и балета переживает самоизоляцию

Татьяна Казакова, первая скрипка и концертмейстер оркестра

— Сезон был просто феерическим. Начался он с премьеры оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» — это одна из самых сложных партитур в мировом репертуаре. То, что самарский оркестр с ней справился, — огромная наша победа. 

В ноябре мы с Евгением Хохловым выступили в Бетховенском зале Большого театра. Я играла скрипичное соло из «Русского танца» из балета «Лебединое озеро». 

Еще одно важное событие — покупка инструмента для меня как для солистки. В театре благодаря нацпроекту «Культура» появилась уникальная немецкая скрипка второй половины XVIII века, изготовленная мастером Габриэлем Давидом Бухштеттером

Нина Робак, концертмейстер

— После вынужденного перерыва всем непросто будет войти в рабочую форму. Возможностей заниматься у нас сейчас нет — петь и играть, когда вся семья дома, конечно, невозможно. Нашими главными задачами в перспективе станут перенесенная премьера «Бала-маскарада» и «Руслан и Людмила» в постановке Юрия Александрова.

Анастасия Тетченко, солистка балетной труппы и педагог-репетитор

— Самым ярким событием в моей творческой жизни за последние годы стала партия Заремы в балете «Бахчисарайский фонтан». Еще одна находка — партия Джаннины в спектакле «Наяда и рыбак». 

В будущем сезоне как ассистент хореографа Максима Петрова я буду работать над постановкой балетного вечера Дмитрия Шостаковича. 

Тяжело заставить себя трудиться в домашних условиях. Чтобы не потерять форму, ограничиваем себя в еде, делаем гимнастику, экзерсисы у станка. У кого нет специального оборудования — у стула, подоконника. Усердно налегаем на уборку

Звания этого сезона 

Солистка оперной труппы Евгения Тенякова удостоена звания «Народный артист Самарской области». Солисты балетной труппы Анастасия Тетченко и Дмитрий Пономарев, солисты оперной труппы Георгий Цветков и Татьяна Ларина удостоены звания «Заслуженный артист Самарской области».

Как труппа Самарского академического театра оперы и балета переживает самоизоляцию

Андрей Антонов, солист оперной труппы, заслуженный артист России, народный артист Самарской области

— Выступать в этом сезоне мы начали очень рано. В августе на площади имени Куйбышева состоялся концерт под названием Open Opera. Акция собрала много народа. Среди зрителей находились и те, кто никогда прежде не был в опере. Это, с одной стороны, реклама, а с другой — возможность для всех и каждого прикоснуться к музыкальному искусству.

Еще одним интересным событием августа стал концерт «Басы на балконе» — выступление на балконе гостиницы на улице Куйбышева, приуроченное к 110-летию единственного концерта Федора Шаляпина в Самаре. 

Открыла сезон яркая во всех смыслах премьера «Любовь к трем апельсинам», где я исполняю партии Короля Треф и Мага Челия. К Прокофьеву у меня давняя любовь. Хорошо знаю его фортепианную, скрипичную, кантатно-ораториальную музыку, оперы. Оформление спектакля художника Елены Соловьевой очень оригинальное и соответствует времени написания оперы. В нем есть элементы супрематизма, кубизма и тому подобного. 

В марте состоялась премьера «Оперы о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Режиссер Оксана Штанина придумала, что действие происходит в коммунальной квартире. Получился очень динамичный, драматичный спектакль. 

Кроме того, у нас в театре появилось интересное нововведение. В антрактах балетных спектаклей мы, оперные солисты, исполняем арии или романсы. Это помогает зрителям более полно познакомиться с нашей труппой и ее возможностями. До ухода на самоизоляцию нам удалось записать несколько концертов, в том числе арии, блок «Музыканты шутят» и программу, посвященную Чайковскому. Они доступны на сайте театра.

Василий Святкин, солист оперной труппы, заслуженный артист России, народный артист Самарской области:

— Поддерживать себя в форме дома сложно. В театре ты все время в тренаже: занятия с педагогами, оркестровки, репетиции. Если даже просто распеваться дома — не все соседи выдержат. Форму потерять можно за неделю, а восстанавливаться надо месяца полтора, чтобы голос звучал в полном объеме, чтобы дыхание работало как надо. Пение — сложный труд, в том числе и физически. Но мы не унываем и надеемся, что в скором времени вновь примемся за работу

Ирина Янцева, солистка оперной труппы, заслуженная артистка Самарской области

— Одно из значимых для меня как солистки событий — постановка кантаты «Кармина Бурана». Важно, что публика начинает вновь воспринимать Малую сцену как полноценную площадку с созданными специально для нее спектаклями. Как один из кураторов молодежной программы хочу отметить январскую оперу Моцарта «Волшебная флейта», в которой многие ведущие партии исполнили артисты-стажеры: София Ерзнкян, София Цимбал, София Орлова, Елена Марченко, Рустам Агров.

Ксения Овчинникова, солистка балетной труппы, заслуженная артистка Самарской области

Среди премьер прошедшего сезона хочу выделить две. «Бахчисарайский фонтан» — красивый трехактный балет, с восхитительной музыкой и роскошными декорациями в восточном стиле. Я должна была танцевать две партии, но пока получилось только
одну — Марии. Надеюсь, в следующем сезоне зрители увидят и мою Зарему. 

«Наяда и рыбак» для нас новое направление в балете, там очень много мелкой техники. Это сложно, поскольку мы с таким не сталкивались раньше. Мне кажется, артисты, которые принимали участие в постановке, выросли, стали на уровень выше. 

Восстановить форму после нескольких месяцев самоизоляции будет нелегко. Могу сравнить это с выходом из декрета. Простой плохо сказывается на фигуре и работе мышц. Стараюсь заниматься каждый день.

Наталья Фризе, солистка оперной труппы

— У меня в этом сезоне состоялась долгожданная премьера — ввод на роль Графини в опере
«Пиковая дама». Давно мечтала исполнить эту партию. Хочется как можно скорее продолжить работу над премьерой оперы «Бал-маскарад». Спектакль обещает быть очень красивым — и по музыкальной составляющей, и по оформлению. У нас сейчас освободилось
время для того, чтобы выучить новый камер.

Два сезона в цифрах

Осень 2018 — лето 2019 годов: 202 мероприятия — 128 883 зрителя. 

Осень 2019 — весна 2020 годов: 153 мероприятия — 92 368 зрителей.

Читайте также:

Проекты город

В Самарскую филармонию привезли новые валторны

Три новых музыкальных инструмента фирмы Еngelbert Schmid изготовлены в Германии.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации