Георгий Подбельский — мастер волжского пейзажа

11.04.2020

292

Автор: Илья Сульдин

Георгий Подбельский - мастер волжского пейзажа

Самарская художественная история не очень длинна.

И универсальной точкой отсчета, наверное, будут курсы Федора Бурова: именно после их открытия в Самаре появились не только отдельные художники, но и весь необходимый антураж — выставки, рецензии в прессе, художественные объединения, музей.

Появился и стиль — особый волжский пейзаж. И он продолжал формироваться даже в условиях исторических катаклизмов, которые разбили художественную жизнь и всю историю города на несколько не слишком связанных вместе кусков. И буровские курсы с его учениками кажутся бесконечно далекими от первой организации Союза художников в Куйбышеве или от молодежного объединения художников, сплотившихся вокруг харизматика и мистика Валентина Пурыгина.

Но все это звенья одной золотой цепи. И был художник, который учился на курсах у Бурова, участвовал в создании Союза, а потом был духовным наставником Пурыгина. Впрочем, последнее не доказано ничем, кроме жизненности волжского пейзажа. Художника звали Георгий Подбельский.

Золотая молодежь

Георгий родился в 1882 году в семье юриста Петра Подбельского — уважаемого горожанина, состоятельного человека, современного. Он был создателем самарского яхт-клуба и членом партии кадетов. Георгий, по нынешним меркам, принадлежал к золотой молодежи.

Дом Подбельского до сих пор украшает Самару — это знаменитый дом с кариатидами на Саратовской (Фрунзе). Его построили по проекту Щербачева-старшего в 1901 году в стиле условного классицизма. Это было одно из самых высоких зданий в Самаре, на момент постройки и до сих пор остается одним из знаковых домов старого города.

На все руки

Георгий после курсов Бурова и Воронова в Самаре поехал получать художественное образование в Москву, но параллельно с юридическим. Георгий учился сначала в вечерней школе Станислава Жуковского, потом в школе у великого пейзажиста Константина Юона.

Георгий Подбельский - мастер волжского пейзажа

В 1915 году он окончил университет и был принят в число присяжных поверенных Самары. Искусство, казалось бы, навсегда осталось приятным хобби. И далеко не единственным. В газете «Голос Самары» публиковались карикатуры, рассказы и фельетоны Подбельского под псевдонимом Тор. Он активно участвовал в художественной жизни Самары, занимался организацией выставок. И тут случилась революция.

Спасение в искусстве

Дом и другую собственность у Подбельского конфисковали. Конечно, продолжать работать присяжным поверенным при советской власти он тоже не мог. Поэтому Георгий Подбельский стал художником. В условиях диктатуры пролетариата это была для него единственная возможность даже просто уцелеть в кровавой карусели истории.

Георгий Подбельский - мастер волжского пейзажа

Образование позволяло — все — таки Юон был признанным мастером. И его школа, и собственный талант и мастерство Подбельского позволили не просто найти место в новом обществе. Георгий Петрович быстро стал одним из лидеров художественной жизни в Самаре. Трудно сказать, что тому причиной, вполне возможно, что и наша провинциальность. Ведь революция революцией, а в городе и тогда, и теперь все друг друга знают. Конечно, Подбельский, даже если бы и захотел, не смог бы выдать себя за пролетарского художника, но… это Самара.

Советский художник

Уже в 1925 году Георгий Подбельский участвует в первой выставке картин Самарского общества пролетарских художников. А потом вообще становится председателем самарского отделения Ассоциации художников революции. В Москве одним из лидеров АХР был его учитель Юон. Объединение выступало против авангарда.

Так и получилось, что теперь бывший владелец трехэтажного особняка и сын лидера кадетов выступал за реализм… как «понятный народным массам» образец для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда».

Правда, выставлял и писал Георгий Подбельский в основном пейзажи. Они в рамках концепции социалистического реализма были позволительны как изображение родного края. В 30-40-е годы Георгий Петрович преподает и продолжает руководить. В 1948 году в Куйбышевском художественном музее проходит его юбилейная выставка, посвященная 40-летию творчества.

Самарская серия

Подбельский был не только талантливым пейзажистом. Он оставил нам прекрасную и уникальную серию графики, посвященной старой Самаре. Это небольшой альбомчик, который хранится в Самарском художественном музее, всего 30 листов. Но это Самара позапрошлого века, написанная человеком, который видел ее своими глазами. Ничего подобного в нашей художественной истории нет!

Ну и помимо чисто исторической и краеведческой ценности мы видим перед собой прекрасное произведение искусства. Подбельский — график мирового уровня, неизвестный сегодня никому, даже в родной Самаре.

Георгий Подбельский - мастер волжского пейзажа

Даже одной этой серии было бы достаточно, чтобы имя Георгия Подбельского было вписано в историю самарского искусства, но он сделал больше — передал эстафету стиля новому поколению.

Живописная эстафета

Георгий Подбельский — ученик Бурова, в 40-е годы стал учителем у молодого человека, который так же любил волжский пейзаж. И Подбельский рассказал ему, как написать пейзаж так, чтоб излить в него душу и частицу небесного света. Молодого человека звали Валентин Пурыгин. Через несколько десятилетий он поднимет мистику волжского пейзажа на новую высоту. И хотя живопись Пурыгина не слишком похожа на работы Подбельского, он продолжает ту же волжскую традицию, живую и по сей день.

Читайте также:

Проекты

Наталия Егоршина — нонконформистка из Самары

Одна из самых талантливых и незаурядных

Проекты

Дмитрий Храмов — художник на сломе эпох

Искусство, наполненое болью и трагедией нашего времени

Проекты

Самарский анекдот в жизни Юрия Анненкова

Илья Сульдин продолжает знакомить с знаменитыми художниками, связанными с нашим городом

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации