Актер Олег Белов о спектакле «Вокруг да около»

09.04.2020

111

Автор: Маргарита Петрова

Актер Олег Белов о спектакле «Вокруг да около»

Это постановка по мотивам прозы Федора Абрамова.

«До третьих петухов» — первый спектакль, запись которого в период самоизоляции смогли посмотреть подписчики официальной страницы Самарского академического театра драмы имени Горького в соцсети. (16+) Поставил его Олег Скивко по мотивам рассказов Василия Шукшина. Это моноспектакль заслуженного артиста РФ Олега Белова. Совсем недавно на сцене театра драмы состоялась премьера его автобиографической и, можно сказать, исповедальной работы «Я верю» в постановке Германа Грекова. (16+) Белов рассказал о новом своем проекте — спектакле по мотивам прозы Федора Абрамова.

О деревне начала 60-х

— Режиссер Теймо Эсадзе приехал в Самарский театр драмы из Москвы, чтобы поставить пьесы «Три сестры» Антона Чехова и «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова. Он посмотрел мой спектакль «Пришли те, кто пришли» по мотивам романа Саши Соколова «Школа дураков». В записи увидел «Холстомера», «До третьих петухов». И предложил мне сделать моноспектакль. Сначала я сомневался: трудно найти материал, который ложился бы на мою сегодняшнюю конституцию (в 2012 году актер перенес инсульт. — Прим. авт.). Теймо решил взять Федора Абрамова. Для него это знаковый автор. Как кинорежиссер в 2013 году он снял «Две зимы, три лета» по мотивам тетралогии Абрамова «Братья и сестры». Тем более, в нынешнем году — сто лет со дня рождения этого великого русского писателя.

Мне больше хотелось сделать «Пролетали лебеди». Я очень люблю этот рассказ Абрамова. Но Теймо сказал, что повесть «Вокруг да около» очень актуальна. К тому же можно сказать, что с этого произведения начался Абрамов.

Повесть рассказывает о деревенском быте начала 60-х годов. 17 лет как закончилась Великая Отечественная война. Восстанавливали страну. Тяжело восстанавливали. Мне очень близка литература Абрамова, я вырос в деревне, очень ее люблю.

Сейчас появилась тенденция огульного охаивания партийных функционеров советского периода. Мы старались показать в спектакле человека, который искренне ратует за дело. Однако его стремление наталкивается на человеческое безразличие. Он рискует собственным положением, благополучием семьи. Но в финале добивается того, что люди за ним идут.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#187dbd» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]В повести Федора Абрамова главное место занимает социальная проблематика, наиболее острые вопросы сельской колхозной и совхозной жизни начала 1960-х годов.

…Председатель колхоза Ананий Мысовский позволил крестьянам получить для своих личных коров не десять, как было предписано сверху, а тридцать процентов от заготовленного колхозом сена. Самоуправство или разумный подход? В повести поднимаются и другие проблемы: отсутствие у колхозников паспортов, несправедливая разница уровня жизни работников леспромхозов и сельчан. Повесть принесла Абрамову широкую известность и в то же время подверглась сокрушительной критике, инициированной высшим партийным руководством страны. В постановлении Ленинградского горкома КПСС говорилось, что современная колхозная деревня изображена «в искаженном свете», а от лица жителей Пинежья было сфабриковано письмо «К чему зовешь нас, земляк?», опубликованное в газетах.[/vrezka]

Семейный подряд

— Сценографию придумал Эсадзе. На сцене стоит огромный радиоприемник. Начало 60-х — запуск спутника, полет Гагарина. Каждую стену украшал репродуктор. Это импровизированное радио выполняет много функций. Печки, на которой герой лежит, стола, «обкома», перед которым персонаж стоит, как нашкодивший ученик, машины, из которой доносится голос водителя. Также на сцене — манекены, одетые в фуфайки, плащ-палатки. На втором плане — большие плакаты со схематичным изображением очертаний Архангельской области, реки Пинеги. В моноспектакле твои партнеры — это зрители и реквизит.

В оформлении принимала участие моя жена, Галина Белова. В качестве бутафора выступила ее сестра, Марта Колесник. Получился семейный подряд.

Актер Олег Белов о спектакле «Вокруг да около»

Получил дядя Федя за свою повесть…

— Сериал «Две зимы, три лета» Эсадзе снимал на родине Абрамова — в селе Веркола Пинежского района Архангельской области. Там он познакомился с директором домамузея писателя Натальей Шпановой. Получил приглашение на торжественное празднование столетия Абрамова. И решил привезти туда наш моноспектакль.

В архангельском музее я отыграл два представления в день рождения писателя, 29 февраля.

В Архангельске познакомился с племянником Абрамова, Владимиром. Он сын того самого брата Михаила, которому писатель посвятил «Вокруг да около». Владимир поделился с нами: «Конечно, получил дядя Федя за свою повесть…»

Семью запугивали. Им в открытую говорили, что Федор сядет. Но, к счастью, обошлось.

Владимир подписал мне книгу с текстами дяди. Вообще, это стало уже доброй традицией. Когда я принимал участие в «Шукшинских чтениях» на горе Пикет с отрывком из спектакля «До третьих петухов», познакомился с родственниками Василия Макаровича.

Где смотреть?

— После окончания вынужденной самоизоляции спектакль «Вокруг да около» можно будет увидеть в театре «Лицом к лицу». Его руководитель Екатерина Евтух выступала в качестве ассистента режиссера у Эсадзе в этом нашем проекте. Предложила взять его в репертуар своего театра.

Екатерина и Василий Евтух сейчас подружились с Публичной библиотекой на улице Куйбышева, где есть чудесный небольшой зал. Там мы с Екатериной играем «Сны о России» по мотивам рассказов Бунина. И «Вокруг да около» можно будет там посмотреть. (6+)

[box type=»success» align=»» class=»» width=»»]Олег Белов — заслуженный артист РФ, народный артист Самарской области.

В 1989 году окончил Куйбышевское музыкальное училище, театральное отделение; в 2010-м — Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства.

В Самарском академическом театре имени М. Горького с 1992 года. Здесь он занят в спектаклях «Я верю!» (моноспектакль, автор и постановщик — Герман Греков), «Странная миссис Сэвидж» (Алекс, режиссер Александр Кузин), «Пришли те, кто пришли» (моноспектакль по мотивам романа «Школа дураков» Саши Соколова, автор инсценировки и режиссер Юрий Васильев).

Играет в спектаклях театра «Лицом к лицу»: «Сны о России» (по мотивам рассказов Ивана Бунина, автор инсценировки и режиссер Владимир Кулагин), «Вокруг да около» (по мотивам повести Федора Абрамова, автор инсценировки и режиссер Теймо Эсадзе).[/box]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации