Учитель года из Самары об учебе со смартфонами и «физических» ляпах в фильмах

07.04.2020

317

Автор: Лариса Дядякина

Учитель года из Самары об учебе со смартфонами и "физических" ляпах в фильмах

Учитель физики гимназии №3 Рафаэль Файрушин — абсолютный победитель городского этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области»-2020. Он рассказал о том, как удается заинтересовать учеников наукой о законах природы и почему смартфоны на его уроках не запрещены.

— Почему вы решили стать учителем и выбрали физику?

— Я родом из села Клявлино Самарской области. С особым трепетом вспоминаю свою бабушку — одну из моих первых учительниц, она вложила в меня душу и направила по педагогическому пути. Окончив школу с золотой медалью, я поступил в Самарский государственный университет на физический факультет. Это направление всегда было мне очень интересно. Это и захватывающие эксперименты, и красота последовательных цепочек в решении задач, и возможность развития логических способностей. Физика — наука о природе. Знание этого предмета позволяет объяснить многие окружающие нас явления и лучше ориентироваться в быту. Мой стаж работы небольшой — четыре года. Я являюсь молодым педагогом, преподаю в 7-11-х классах. Мне нравится общаться с подрастающим поколением: знакомить учеников с чем-то новым, мотивировать к познанию, учить применять полученные знания на практике. Еще люблю свою работу за ее разнообразие. Ведь каждый день не похож на предыдущий. А для ребят я и руководитель, и советник, и товарищ, и наблюдатель.

 — Что дало вам участие в конкурсе «Учитель года Самарской области»?

— Я пришел на конкурс не для того, чтобы стать лучшим, а чтобы стать лучше. Это в первую очередь способ повышения квалификации, опыт систематизации своих знаний, технологий, методик преподавания. Готовился к конкурсу основательно, посетил немало семинаров, мастер-классов, тренингов. Колоссальную помощь оказала мне директор гимназии №3 Светлана Сергеевна Ильина.

— Как проходил конкурс? Чем удивляли жюри, коллег, зрителей?

— В ходе отборочного тура конкурса состоялся семинар, на котором участники представили свои педагогические технологии. По его результатам на следующий этап прошли 15 учителей. Второе испытание, на мой взгляд, было самым волнительным — это урок и классный час в незнакомом классе. До сих пор с волнением вспоминаю, какой шквал эмоций я пережил за эти 40 минут. Ребята очень старались помочь мне и активно включились в работу. На классном часе, тема которого «Их имена и подвиги не забыты», мы говорили о тех, кто приближал Победу в Великой Отечественной войне. В финал конкурса вышли шесть педагогов, в том числе и я. На заключительном этапе мы проводили мастер-классы. Считаю, я показал нестандартные приемы и достаточно неожиданные ходы. Благодаря хорошему контакту с ребятами мои оценки, видимо, оказались чуть выше, чем у других участников. Конкуренция на конкурсе была большая. Участие в нем принимали и опытные учителя, и молодые педагоги. Все выступления коллег очень достойные. Теперь я и еще пять учителей будем представлять Самару на областном этапе конкурса.

— Расскажите, как удается заинтересовать детей физикой.

— Заинтересовать можно путем создания на уроке проблемных и познавательных ситуаций. Важно постоянно показывать связь физики с реальной жизнью, включать практические занятия. Для поддержания интереса у ребят с различным уровнем знаний я использую задания разной сложности. В том числе творческие. Планирую урок таким образом, чтобы на его протяжении деятельность учеников менялась. Для развития критического мышления подбираю отрывки текстов, фрагменты фильмов с физическими ошибками. Предлагаю ребятам найти ляпы и доказать свою точку зрения, опираясь на физику. Например, в восьмом классе, изучая раздел «Оптика», мы разбираем сцену из фильма «Любовь-морковь 2». Героиня кладет в воду бриллиант и говорит, что он чистой воды, то есть настоящий, потому что его не видно. Это фейк. Где же здесь ошибка? При переходе между средами с разной оптической плотностью возникает преломление света. Показатель преломления бриллианта — 2,42, воды — 1,3, воздуха — 1. Если бы величины были одинаковыми, алмаз стал бы невидимым. Но получается, что в воде бриллиант заметен чуть меньше, чем на воздухе. Особую роль отвожу экспериментам. Ведь знания, полученные руками, откладываются лучше всего. Один из моих любимых экспериментов — наблюдение дисперсии света. Наглядно, красиво, завораживающе.

— Не всем легко даются точные предметы.

— Стараюсь не делить учеников на гуманитариев и технарей — все работают в одном ключе. Если вижу, что ребятам тяжело, подбираю задания, которые они способны выполнить. Результаты говорят сами за себя. В 2019 году 10 девятиклассников писали ОГЭ по физике, у всех четверки и пятерки. Один ученик набрал максимальное количество баллов.

 — С какими трудностями в работе с современными детьми приходится сталкиваться?

— Трудности прежде всего связаны с тем, что современные школьники ни на секунду не хотят расставаться со смартфонами. Поэтому учебный процесс выстраиваю с учетом этих особенностей. Смартфоны могут быть использованы на разных этапах урока. Например, интерактивные платформы, созданные для обучения, позволяют получить от класса быструю обратную связь. При таком подходе и занятия интересны, и ребята при смартфонах, и я понимаю, как они усвоили материал.

 — Сейчас все школы перешли на дистанционное обучение. В каком формате проводите уроки по своему предмету?

— У гимназии накоплен опыт, который позволяет качественно организовать дистанционное обучение. Мы не только даем задание в автоматизированной системе, но и осваиваем одну из известных платформ для видеоконференцсвязи — Zoom. У каждого учителя есть виртуальный кабинет, к которому ученики могут в определенное время подключаться. Для работы в малых группах используем Skype. Обсуждение интересующих ребят моментов во внеурочное время проходит в соцсети «ВКонтакте». Получаю от учеников хорошие отклики, но, конечно, не хватает живого общения.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации