Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала. Часть 3

04.04.2020

85

Автор: Татьяна Гриднева

Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала. Часть 3

Готовясь к празднованию 75-летия Победы над фашизмом, нельзя не вспомнить о самоотверженности советских работников культуры.

Особое место среди них занимают артисты фронтовых концертных бригад, которые разделяли с красноармейцами опасности пребывания на передовой. Среди них было немало наших земляков.


Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала. Часть 2


Большой театр — бойцам Красной Армии

Большой театр был образцом в деле организации передвижных артистических бригад. Напомним, что он находился в эвакуации в Куйбышеве с 1941 по 1943 год. Первый поезд с артистами Большого прибыл в наш город 6 ноября 1941-го. Среди эвакуированных были всемирно известные певцы Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, балерина Ольга Лепешинская, пианисты Лев Оборин и Эмиль Гилельс, главный дирижер театра Самуил Самосуд, другие именитые мастера искусств. Следующим рейсом в Куйбышев прибыл Дмитрий Шостакович. Музыкальная жизнь запасной столицы стала насыщенной как никогда.

Первый оперный спектакль Большого — «Травиата» — был показан в Куйбышеве 11 декабря 1941 года. С тех пор постановки следовали одна за другой. Их проводили не только на стационарной сцене на площади имени Куйбышева, но и в воинских частях, госпиталях, на заводах, в полях. А жители города, полуголодные, утомленные тяжелой работой, ночью стояли в очередях, чтобы купить билеты на спектакли Большого театра. Об этом рассказывает в своих воспоминаниях известный режиссер Эльдар Рязанов.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#b86c5d» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Из газеты ГАБТ «Советский артист», 1985 год:
«Только с 6 ноября 1941 года по 20 августа 1942 года было проведено 262 военно-шефских
мероприятия, в которых участвовали 5 360 человек. Концертные выступления состоялись:
— в частях Красной Армии — 123;
— в госпиталях — 95;
— на оборонных заводах — 34;
— на призывных пунктах — 5;
— в фонде обороны — 5.
Всего в госпиталях и воинских частях тыла было дано свыше 4 500 концертов и более 60 шефских спектаклей».[/vrezka]

Выговор за «бис»

Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала. Часть 3В то же время из артистов, оставшихся в столице, был создан филиал Большого театра в Москве. Его открыли 19 ноября 1941 года. Прима-балерина Большого Суламифь Месерер вспоминала, как ей приходилось в тяжелое военное время постоянно курсировать между Куйбышевом и столицей, исполняя главные партии в спектаклях двух театров. При том, что существовала опасность: фашисты могли прорвать фронт и занять Москву. Суламифь уже знала, что первыми их жертвами становятся евреи. Однако продолжала выступать и в Куйбышеве, и в столице вплоть до возвращения театра из эвакуации. Разве не подвиг?

«После успеха в Москве меня опять вызвали в Куйбышев выступить в «Дон Кихоте», — вспоминала балерина. — Партнером моим на этот раз был Юрий Кондратов. В последнем акте во время знаменитого па-де-де после моей вариации под арфу публика аплодировала без конца. Из зала — крики «бис!». Надо сказать, что бис в спектакле испокон веков у нас не разрешался. Мы все об этом знали. И вдруг раздается каденция арфы к моей вариации. Я со страхом понимаю: это бис, к концу каденции выбегаю на сцену и исполняю свою вариацию. Опять успех. Чем, думаю, меня наградит дирекция: благодарностью или премией? Возвращаюсь в Москву. На другой день получаю из Куйбышева телеграмму от директора Леонтьева. Мне объявлен… выговор — за бис».

«В фонд обороны Родины в апреле с/г проведено: 17. IV — вечер балета, давший сбор 16 594 руб. 23. IV — спектакль «Черевички», давший сбор 16 482 руб. 24. IV — концерт лауреата Сталинской премии, народного артиста СССР И.С. Козловского при участии оркестра ГАБТ под управлением лауреата Сталинской премии народного артиста РСФСР Ю. Файера — дал сбор 24 325 руб. 24. IV — в фонд эскадрильи «Советский артист» был проведен спектакль «Пиковая дама» под управлением лауреата Сталинской премии дирижера А. Мелик-Пашаева — дал сбор 16 512 руб.». Из отчета о военношефской работе Большого театра СССР за апрель 1942 года в Куйбышеве

 

Танцы на морозе

Балерина Ольга Лепешинская рассказывала, что на фронте выступать порой приходилось даже не на импровизированной сцене, а прямо на земле. И ступня ее опорной ноги во время фуэте чуть ли не наполовину ввинчивалась в рыхлый грунт. А сколько раз она рисковала жизнью в своем коронном броске вперед головой на руки партнеру! Ведь земля была неровной, и точный расчет здесь был невозможен.

При этом танцовщики, как и все артисты, недоедали. Не случайно над труппой Большого театра в Куйбышеве взял шефство Тимашевский сахарный завод. Каждому из балетных дополнительно выдавали по литой пирамидке высококалорийного продукта. А в осажденной Москве, по воспоминаниям Месерер, кроме стандартной пайки хлеба артистам для поддержания сил полагалась бутылка вина.

Как песня «Самара-городок» у стен Рейхстага прозвучала. Часть 3

12.04.1944 Фронтовая концертная бригада выступает в батальоне морской пехоты. Соломон Кулишов

«Это может кому-то показаться вульгарным, но выходит, что я всю войну протанцевала. Танцевала, как будто не было у меня ни голода, ни холода, ни второй степени истощения, — вспоминала артистка-блокадница Галина Короткевич, выступавшая на Ленинградском фронте. — Три танца в день. На дворе 45 градусов мороза, а я вылетала в туфельках на тоненький чулочек, в танцевальном костюме. Обязательное дело — надо было улыбку держать, улыбнешься, и губы тут же застывают на морозе и назад уже не возвращаются. Так эта полуулыбка-полуоскал и висит на тебе, пока не закончишь танец».

Из отчета Большого театра о работе в Куйбышеве следует, что на Можайское направление Западного фронта зимой 1942-го выезжали с концертами певцы Иван Козловский, Марк Рейзен, Максим Михайлов, Пантелеймон Норцов и солистка Валерия Барсова, артисты балета Асаф Мессерер и Ольга Лепешинская. Осенью того же года была сформирована еще одна выездная бригада Большого. На Воронежском направлении Западного фронта в ее составе выступали все те же Михайлов, Лепешинская и обладательница лирического сопрано Елена Кругликова. Кроме того, артисты Большого постоянно давали дополнительные концерты и спектакли, сборы от которых переводили в Фонд обороны. Немало выступлений провел театр в фонд строительства танковой колонны и эскадрильи штурмовиков «Советский артист».

Солисты Большого театра жили и работали в Куйбышеве до лета 1943 года. За время пребывания в запасной столице они дали 448 концертов в госпиталях, показали 10 шефских спектаклей. На фронт было отправлено семь бригад, организовавших в общей сложности 1 140 выступлений. 41 концерт был дан на колхозных полях.

Окончание следует.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации