Как в Самаре проектировали зрелищные сооружения

29.03.2020

313

Автор: Марина Гринева

Как в Самаре проектировали зрелищные сооружения

В самарском архиве хранятся обширные фонды «театрально-строительной» документации.

В пятницу, 27 марта, отмечали Всемирный день театра. Говоря об этом виде искусства, мы привыкли в первую очередь иметь в виду сценическое действо. Между тем эффектной эмоциональной доминантой призвано стать и само здание, где оно происходит. Это архитектурное сооружение особого характера. Известнейший советский зодчий Алексей Щусев подчеркивал, что театральный комплекс «должен быть живописен и красочен».

Шло время, менялись подходы

Кто хочет вникнуть в эту тему глубже — пожалуйста. В Российском государственном архиве в Самаре в свободном доступе находятся документы из фондов пяти научно-исследовательских и проектных институтов градостроительства советского времени. Это фотографии, чертежи, эскизы, схемы, отчеты, авторские свидетельства на изобретения. Все — о строительстве театральных зданий в Советском Союзе с 1939 года. Материал поучительный, показывающий, как менялись приоритеты в строительстве зрелищных сооружений для массовых посещений.

— В начале 30-х годов появилась идея строительства огромных зданий, совмещающих в себе функции театра, стадиона, площади для проведения массовых мероприятий. Мест, где личность должна была чувствовать себя частью сплоченного единой целью коллектива. Яркий пример такой функциональности — Центральный театр Красной Армии в Москве. Он был построен в 1940 году в виде пятиконечной звезды по проекту архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева, — показывает хранящуюся в архиве документацию начальник отдела Ольга Козырь. — А вот чертежи главных фасадов Брянского областного драматического театра и Бурятского театра оперы и балета. В этих сооружениях подчеркивается мысль о новом типе советского «храма» — храма искусства, с монументальными колоннами и скульптурами в нишах.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#7a97ad» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]С 23 марта Российский государственный архив в Самаре перешел на бесконтактный режим работы. Сайт ведомства rga-samara.ru.[/vrezka]

Большой интерес представляет проект экспериментального зрелищного сооружения «Теамасс — театр массовый, пролетарско-классовый». Он создан художником, сценографом, архитектором Михаилом Курилко и запатентован в 1930 году. Некоторые из идей «Теамасса» нашли воплощение в архитектурном решении Новосибирского театра оперы и балета. Так называемый синтетический панорамнопланетарный подход подразумевал следующие новаторства в сценографии: трансформирующийся зал мог превращаться в круглый амфитеатр для цирковых и сценических действий, на купол проецировались кинокадры для особого накала эмоций. Кстати, в 1937 году макет и проект новосибирского театра (архитекторы Александр Гринберг, Траугот Бардт, Михаил Курилко) были удостоены Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а годом позже демонстрировались на Всесоюзной строительной выставке в Москве.

Самое интересное — в каталоге

Самарские архивисты отобрали из фондов 78 самых интересных документов по 28 театрам. По ним выпущен отлично изданный каталог. В нем несколько разделов: «Театральные площади», «Театральные здания», «Театральные сцены», «Театральные залы», «Театральное оборудование». В каждом из разделов — старые фотографии, эскизы, типовые проекты, схемы. Что касается театрального оборудования, сохранились авторские свидетельства на такие изобретения, как приспособление для подъема и опускания театрального занавеса (1928 год), устройство для замедленного зажигания и гашения света (1948), сигнализация (1948), гидравлический подъемник с наклоняемой платформой для театральной сцены (1966) и другие разработки.

Как в Самаре проектировали зрелищные сооружения

В фондах есть материалы и по нашим, самарским, учреждениям культуры. Это планы расположения мест в зрительном зале театра оперы и балета и областного драматического театра имени Максима Горького. Оба документа созданы в 1939 году. Очень любопытно сравнить их с сегодняшними.

Архивные фонды могут рассказать и показать много интересного о том, как рождались оригинальные конструктивные решения, какими приемами пользовались архитекторы при создании театра нового типа.

 

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации