Самарский художник о смысле коллажа, авторских правах и сканографии

25.02.2020

141

Автор: Жанна Скокова

Самарский художник о смысле коллажа, авторских правах и сканографии

Ирина Севостьянова — дизайнер и художник, основатель и руководитель Мастерской коллажа в Самаре. Прошла обучение в Школе современного искусства Quadro. Участник выставок и различных арт-проектов в сфере современного искусства. В 2019 году Ирина провела несколько выставок. В 2020 году продолжает эксперименты с творчеством.

Мы узнали у художника о магии коллажа и о том, что способно воздействовать на сознание зрителей и самого автора.

—  Ира, откуда ты родом?

—  Я из Чапаевска. Пока там жила, не задумывалась, чем он хорош. А когда стала жить в Самаре, стала по нему ностальгировать. Переехала я почти шесть лет назад. Сейчас понимаю, что Чапаевск неплохой, тихий, почти безлюдный, а улицы даже чище, чем в Самаре. Разве что, пойти особо некуда, в плане культурного досуга.

—  У тебя есть любимые места в Чапаевске?

—  В Чапаевске ничего особо нет, поэтому сложно сказать. Люблю район, в котором выросла, свой двор, улицы, по которым ходила в детский сад и школу. У меня даже есть видео-эссе про Чапаевск – экскурсия по моему району, сделанная с помощью Google-карт, называется «Восемь перекрестков». Это было моей домашней работой в школе авангарда, которая работает при галерее «Виктория». Весной я хочу организовать поездку для арт-тусовки и рядовых самарцев в Чапаевск. Там я проведу гостей по маршруту из видео, расскажу личные истории, связанные с тем или иным местом.

— Почему ты перебралась в Самару?

—  Семь лет я работала в Самаре. Каталась каждый раз из Чапаевска, но о переезде не думала. В какой-то момент мне пришлось это сделать. Произошло не очень приятное событие, которое подвигло меня к побегу из родного города. Я бы не хотела об этом говорить.

Самарский художник о смысле коллажа, авторских правах и сканографии

—  Хорошо. Расскажи тогда, чем ты здесь занимаешься?

—  Первое время я продолжала работать дизайнером в интерьерном салоне, составляла дизайн-проекты. В Самаре у меня появилось больше возможностей для культурного отдыхы. Я стала посещать музеи и галереи, записалась на занятия по игре на ударных, пошла учиться в мастерскую акционизма к Сергею Баландину. Коллаж тогда был всего лишь моим хобби. Посетив несколько занятий в школе Оксаны Стоговой «QUADRO», я задалась вопросом: «хочу ли я связать свою жизнь с искусством профессионально?». Постепенно я поняла, что хочу, и что готова к этому. Хочу участвовать в выставках, зарабатывать продажей коллажей. Ушла с работы, чтоб больше заниматься своим творчеством.

—  Где прошла твоя первая выставка?

—  Это чудесная история. Я тогда уже два месяца, как стала свободным художником, но о выставках только мечтала. Куда податься со своими коллажами, не знала. И тут один мой знакомый во «ВКонтакте» написал, что его друзья организуют выставку под названием «Самодеятельность». Он спросил, не хочу ли я поучаствовать. Под выставку ребята арендовали площадку с панорамными окнами напротив Струковского сада. В течение трех дней там планировали проводить вернисаж, лекции и концерты. Организовали все за несколько дней. Помещение не было оснащено подвесной системой, а стены нельзя было сверлить, я очень переживала по поводу того, как вешать работы, на что крепить. Накануне купила рамки для коллажей, покрасила их в нужный цвет, вешала тоже сама. Хороший первый выставочный опыт.

Самарский художник о смысле коллажа, авторских правах и сканографии

«Забавно было слушать комментарии от людей, якобы понявших, в чем смысл работы»

—  Как ты подбирала материалы?

—  Я всегда работала с бумажным материалом, вырезками из журналов, цветной бумагой. Особый трепет вызывают ретро-журналы, обложки и иллюстрации из старых книг, архивный материл (документы, фото, справки и т.д.). Раньше мои коллажи были только фигуративные. Еще в них присутствовал текст, который добавлял работам абсурдности. В коллажи я вплетала двоякие смыслы, зашифровывала послания. Мол, угадайте, о чем я хочу здесь рассказать. Забавно было слушать комментарии от людей, якобы понявших, в чем смысл работы. Потому что часто смысла я никакого не вкладывала, а подбирала образы и тексты рандомно.

— То есть одним из принципов создания коллажа может быть рандомное использование различных элементов?

— Да, может. Случай – это один из методов. Бывает, ищешь визуальные элементы, и вдруг рядом оказываются случайные картинки, которые круто смотрятся вместе. Ты и не думал о таком союзе. Хотя кому-то может показаться, что история обдумана и спланирована. Мы видим две картинки, а наш мозг начинает их сравнивать, искать логику и связь между ними, генерирует смыслы.

— Что для тебя главное при создании работы?

— Визуальная эстетика, в первую очередь. Особенно, это касается абстрактных коллажей. Нередко я не выдумываю композицию, а конструирую ее, отталкиваясь от исходных форм имеющихся фрагментов. На начальном этапе подготавливаю для работы определенную палитру бумажных элементов. Беру порой случайные формы и кусочки, начинаю их крутить и вертеть, подстраивать друг к другу. Должен появиться некий зачаток, который я продолжаю развивать в полноценную композиционную форму. Основные методы, которыми я пользуюсь для создания абстракции: поток, интеграция и рифма.

«В России тоже есть хорошие коллажисты, их немало»

— Ты следишь за другими коллажистами?

— Конечно, без этого никак нельзя. Насмотренность важна. Лет десять назад, когда я только начинала активно резать и клеить, я специально искала коллажи в сети, сохраняла и формировала свою визуальную базу. Из соцсетей у меня был только профиль «ВКонтакте», в поисковиках по запросу «коллаж» было сложно выловить что-то интересное. Открытием стали фотохостинги Flickr и Tumblr. Оттуда на меня сошла лавина коллажного контента, появились художники, за которыми до сих пор не надоедает наблюдать. Например, японский художник Kimama, еще Waldemar Strempler, Fred Free, Holly Roberts и многие другие. Сейчас достаточно зайти в Instagram, нажать на любой коллажный хэштэг и увидеть бесконечное разнообразие работ со всего мира. В России тоже есть хорошие коллажисты, их немало.

View this post on Instagram

counterbalanced by the difference

A post shared by fred free (@fred_free) on

— Твои абстрактные коллажи – это влияние школы Оксаны Стоговой?

— Раньше я делала в основном фигуративные работы с текстом. Эти коллажи были понятны широким массам людей, я получала хорошую ответную реакцию у публики. Также я видела множество абстрактных работ у зарубежных художников и находила их интересными для себя. У меня были попытки сделать что-то подобное, но понимания механизмов работы с абстракцией тогда не было. Чтобы не топтаться на месте, я пошла развивать свою креативность к Оксане Стоговой в школу. Начинала я не с нуля, у меня уже была некая база знаний и умений, но все равно обучение давалось непросто. Перенастройка творческого мышления произошла не сразу. Иногда я выдавала хорошие результаты на занятиях, но не до конца понимала что к чему.

Самарский художник о смысле коллажа, авторских правах и сканографии

«Я вспомнила истории про офисных работников, которые от скуки начинали сканировать разные части своего тела»

— Знаю, что еще ты увлекаешься сканографией. Можешь объяснить нашим читателям, что это такое?

— Сканография – это фото, сделанное при помощи сканера. Сканировать можно не только плоские бумажные материалы, но и объемные предметы. Насколько хорошего качества получится снимок, зависит от типа датчика и модели сканера. Я пользовалась сканером для оцифровки своих коллажей, потом попробовала сканировать небольшие предметы. Посмотрела еще, как все это выглядит в движении. Результаты выходили забавные. Можно делать статичную сканограмму, а можно в движении. Из-за перемещения предметов получается искажение в картинке, особенно хороший эффект дают стекло или металл. Я также вспомнила истории про офисных работников, которые от скуки начинали сканировать разные части своего тела. Тогда я попробовала снимать так руки и делала селфи. Потом решила соединить сканирование с коллажем. На поверхности аппарата я разложила бумажные фотографические элементы и предметы и сама нависла над сканером. Я вообще много экспериментировала с возможностями сканографии.

— Расскажи, насколько важно коллажисту соблюдать авторское право? У тебя возникали из-за этого проблемы?

— Нужно быть аккуратным при работе с материалом, это в первую очередь касается фотографий из журналов. Если коллаж цифровой, и материал скачивается из интернета, то при поиске изображений нужно смотреть на тип допустимых автором вмешательств в фотографию. При условии, что ее вообще разрешается использовать. Авторское право — серьезная тема. Если кажется, что в России за этим никто не следит, и ты можешь брать чужие произведения безнаказанно и изменять незаметно, то это совсем не так. Иски можно получить как от авторов фотографий, так и журнала, где это фото напечатано. Лично у меня прецедентов не было, надеюсь, и не будет.

Самарский художник о смысле коллажа, авторских правах и сканографии

— Чем ты планируешь заниматься?

— Помимо работы над коллажными проектами, не так давно стала реализовывать кураторский проект «На коленке», это серия экспресс-выставок для начинающих и продолжающих художников. В планах открытие школы коллажа в Самаре, это будет местный филиал сообщества российских коллажистов «Режь да клей». Кстати, сообщество объявило этот год годом коллажного туризма, и я планирую принять эстафету этим летом.

Ира Севостьянова в Instagam: @se_se_collage, @irina.se_se.

 

Фото: Ольга Кирсанова, Мавр Стрихнович, Анастасия Тихомирова, Анна Алонова, Максим Бубнов, Кристаина Сырчикова, Олександр Лебедев, Ира Севостьянова.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации