Культура

Создатель театра «Лукоморье» Лев Митрофанов отпраздновал 70-летие

Общий стаж актерской работы любимого самарцами артиста — около полувека.

19 февраля 70-летие отметил главный сказочник Самары. Лев Митрофанов родился в 1950 году в Куйбышеве, в семье работников ЗиМа. И, как многие мальчишки, посещал заводской клуб «Звезда». Его любимыми стихиями с детства стали спорт, музыка, театр. В 1971 — 1983 годах он был актером Куйбышевского театра кукол. Труппой тогда руководил знаменитый режиссер и педагог Роман Ренц.

Общий стаж актерской работы любимого самарцами артиста — около полувека. Он умеет работать с перчаточными, тростевыми, ростовыми, планшетными куклами, марионетками, произвольными предметами. Окончив ЛГИТМиК имени Черкасова (ныне Российский государственный институт сценических искусств) и получив специальность режиссера, Митрофанов задумался о собственном театре, который и создал в 1999 году.



За минувшее время «Лукоморье» успело попробовать свои силы на разных площадках: в музеях, Домах культуры, детских садах и школах. Собственным зданием театр обзавелся лишь в 2013 году, когда получил статус муниципального. В течение трех лет объект на улице Ленинской, 160 готовили к приему гостей.

Здесь появились зрительный зал, гримерка, фойе, мастерские художников, современное оборудование. И вот уже четыре года уютный особнячок, расписанный словно затейливая шкатулка, принимает гостей. Здесь можно увидеть истории на самый разный вкус: и про веселого Петрушку, и про хрупкую Дюймовочку, и про Золотую рыбку. Роскошная табакерка распахнет свои двери в известном произведении Одоевского, героический Мальчиш-Кибальчиш погибнет за правое дело, Бука поработает над взаимоотношениями взрослых и детей, а Яйцо расскажет о цирковом закулисье.

И, конечно, ждет своего думающего зрителя «Сказка о царе Салтане». Подзаголовок спектакля, «Сон юродивого», объясняется точкой зрения, с которой ведется повествование. Юродивый в исполнении Митрофанова возится с куклами, разыгрывая перед публикой представление. Масштаб картинки все время меняется, то увеличиваясь, то уменьшаясь. Все герои существуют в нескольких формах: маленькие фигурки, крупные куклы, актеры. На сцене — мир, замкнутый в самом себе. Ярко-синее полотно валяной шерсти покрывает все пространство. Море, переходящее в небо. Это мир, в который на погибель были выброшены завистливыми Поварихой, Ткачихой и Бабарихой невинные Царица и ее маленький сын. Морская стихия переносит их, по версии постановщика, в более совершенный мир — райские кущи, где они обретают свое счастье. Чудеса, происходящие с героями, здесь легко объяснимы и имеют не сказочную, но, скорее, религиозную основу. И по этой же логике персонажи, сотворившие зло, наказаны за свой грех изгнанием из рая.

Митрофанов — не просто режиссер, он художник, творец. Его спектакли — это целые миры, которые всегда интересно разгадывать. И хочется верить, что он еще долгие годы будет предлагать самарской публике поводы для размышления.

Кукла — это такой же инструмент для актера, как скрипка для музыканта. С ее помощью можно выразить все, что у тебя на душе, если умеешь ею управлять. Главное — самому не быть равнодушным. Актер должен пропустить через себя весь спектакль и передать свои чувства зрителю, иначе представление не получится. Ведь дети не умеют притворяться: не нравится спектакль — начнут вертеться и шуметь. Лев Митрофанов


Самарский театр кукол «Лукоморье» под руководством Льва Митрофанова создан в 1999 году. 27 марта 2013-го администрацией городского округа Самара принято решение придать творческому коллективу статус муниципального. Сейчас в репертуаре более 10 интересных и самобытных спектаклей. Со дня основания театр отдает предпочтение русской народной и классической литературе. Стремится заинтересовать спектаклями и детей, и их родителей.

Театр успешно участвует во многих фестивалях как в России, так и за рубежом:

  • 1999 год — «Авиньон-99», Самара;
  • 1999 год — «Муравейник», Иваново;
  • 2002 год — Международный фестиваль театров кукол городов-партнеров, Самара;
  • 2003 год — Фестиваль русских театров, Штутгарт (Германия), диплом лауреата;
  • 2008 год — «Ярмарка чудес», Самара, диплом лауреата;
  • 2017 год — Юбилейный фестиваль русских театров, Штутгарт (Германия), диплом.
  • 2017 год — III межрегиональный фестиваль «Волга театральная», диплом лауреата.

По итогам профессионального губернского конкурса «Самарская театральная муза-2016» актриса Екатерина Баженова получила первую премию в номинации «Лучшая женская роль в театре кукол».


Дина Богусонова, художник, автор сценографии, кукол и костюмов «Сказки о царе Салтане»:

— Я не театральный художник, но Лев Николаевич — экспериментатор и, может быть, поэтому пригласил меня к работе над спектаклем «Сказка о царе Салтане». От замысла эскиза до его воплощения прошло семь лет. Работа приостанавливалась года на три. Лев Митрофанов говорил, что спектакль должен выстояться, сформироваться. Мы вернулись к нему весной и наконец-то доделали.

Когда мы только начинали работу, я прочитала семитомник Пушкина целиком. Эти вещи нужно с годами перечитывать. Емка каждая фраза. Мы отталкивались от текста. Визуальные образы рождались в наших головах, это видение прекрасного мира произведений Александра Сергеевича.

Первоначально у меня были очень красивые акварельные эскизы. Теперь, когда я вижу конечный вариант, понимаю, что именно они и воплотились. Я хотела расписывать кукол. Но Лев Николаевич поднес их к занавеси из валяной шерсти в фойе и сказал: «Вот же оно. Одна среда, давайте так и будем делать кукол». Я поняла, сколь это адский труд. Но, как говорится, красота требует жертв.

Он очень интересный, философский, глубинный режиссер. Всегда находится в поиске. Кроме того, Митрофанов — перфекционист и всегда пытается добиться невозможного. Ему интересен сам процесс, в который он вовлекает всех: актеров, художников. Спектакли «Лукоморья» рассчитаны на самую разную аудиторию: ребенок в них увидит что-то свое, взрослый — свое. Митрофанов создает особый, отдельный мир посредством театра кукол.

Ирина Петрова, актриса театра «Лукоморье»:

— Лев Николаевич — очень серьезный режиссер. Прежде чем приступить к работе, он перероет очень много материала. Любит работать этюдным методом, не спешит. И актеров заставляет вникать во все. В процессе создания «Маленького принца» перелопатил всего Экзюпери, вплоть до его личной переписки.

Он пришел в театр кукол, который был рядом с его домом, монтировщиком. Там увидел, как работают актеры. Они его просто поразили, и Митрофанов связал с этим видом искусства свою судьбу. Со мной случилось так же. Однажды увидела эстрадный номер, в котором работали Лев Николаевич и Дмитрий Павлов. Они возили ростовую куклу — Эзольду Страстенко. Их выступление меня настолько впечатлило, что я изменила свое намерение идти в драматический театр.

«Лукоморье» в первую очередь для умного зрителя, в том числе для взрослого. Его спектакли — эксперименты, близкие к методу театров-лабораторий. В процессе работы мы никогда не знаем, что получится на выходе.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение