Татьяна Ушатова: «Главная задача родителей — создать в семье атмосферу психологического комфорта для детей»

13.02.2020

119

Автор: Лариса Дядякина

Фотограф: Екатерина Елизарова

Татьяна Ушатова: «Главная задача родителей - создать в семье атмосферу психологического комфорта для детей»

Директор психолого-педагогического центра «Помощь» Татьяна Ушатова рассказала, с какими проблемами сталкиваются современные подростки и как родителям воспитать детей счастливыми и успешными.

— Татьяна Геннадьевна, какую помощь могут получить подростки и их родители в вашем центре?

— Мы бесплатно консультируем школьников и их родителей. В том числе занимаемся антикризисным сопровождением тяжелых ситуаций, в которые попадают подростки. В последние годы потребность в такой помощи растет. Родители обозначают проблемы по телефону, и их направляют к тому или иному специалисту. Мы принимаем жителей всего города по записи в течение недели, практически все субботы у нас рабочие. Ведь психолог нужен сейчас, а не через месяц.

Также мы выезжаем в школы и работаем с детьми, родителями и педагогами на местах. Лично я в этом учебном году посетила больше ста учебных заведений.

— Как родителям понять, что их ребенку нужна психологическая помощь, что без специалиста не справиться?

— Должно насторожить, если ребенок грубо разговаривает, демонстративно не ходит в школу, перестал учиться, поменял поведение. Например, был инициативным, веселым, а потом ушел в себя, стал грустным или наоборот. Если проявляет агрессивность, воюет с окружающими, нарушает нормы морали, говорит «запомните меня таким», «я никому не нужен». Так он сигнализирует, что ему плохо. Надо не упустить момент, срочно обратиться к психологу. Но нередко родители заняты своими делами, отмахиваются: «Не придумывай! Катаешься как сыр в масле: и кроссовки, и телефон тебе купили. Что еще нужно?» Ребенок остается один на один с проблемами и пытается решить их неконструктивными способами.

— Почему подросток начинает воевать с окружающими?

— От одиночества. Все члены семьи вроде бы рядом, но каждый — в своем мире, в своем гаджете. В семь-восемь лет ребенок бесконечно играет в игры, сидит в интернете, привыкает к одиночеству, и ему, возможно, комфортно. Но к 13-14 годам ситуация меняется. Зависимость от компьютера и одиночество подростков — проблемы, с которыми обращаются в центр. Дети считают, что их никто не любит, что они никому не нужны, что они плохие. Ребенок воюет с окружающими, потому что не знает, как по-другому показать, что ему хочется, чтобы его полюбили.

Татьяна Ушатова: «Главная задача родителей - создать в семье атмосферу психологического комфорта для детей»

pixabay.com

— Что вы рекомендуете родителям в таких ситуациях?

— Прежде всего взрослым нужно научиться правильно общаться. Высказывания, упреки, которые содержат местоимение «ты», недопустимы. «Ты опять забыл? Ты снова получил двойку? Что ты хамишь? Ты не убрался?» Ты, ты, ты… Ребенок перестает воспринимать слова родителей. Он думает: «Я уже понял, что я плохой. И что дальше?»

Чтобы быть услышанными, нужно выстраивать диалог, используя конструкции «я-высказывание». Важно сообщить о чувствах, которые вызывает у вас конфликтная ситуация, и показать пути ее решения. Например, вместо фразы «где ты был?» более уместными будут слова: «Когда ты задерживаешься после уроков, я очень беспокоюсь. Пожалуйста, будь на связи и предупреждай, если не можешь прийти вовремя». Тогда ребенок постарается сделать все, чтобы не обидеть маму.

Первое, что спрашивают родители, когда ребенок приходит из школы: «Какие получил оценки?» Никогда не задавайте этот вопрос. Оценки — это материальное. Интересоваться с порога отметками — это все равно что спрашивать у супруга: «А ты сколько сегодня заработал? Тысячу? Что так мало?» Вы узнаете об оценках, но позже, в другой обстановке. Встречайте детей вопросом: «Что в школе было хорошего, интересного?» Сначала ребенок не сможет ответить, но со временем будет искать позитивное вокруг, ведь он знает, что дома его спросят об этом.

Помогите детям видеть хорошее в жизни. Но для этого взрослым необходимо сначала самим научиться радоваться мелочам. А у нас все вечно недовольны жизнью, работой, государством, критикуют всех и все вокруг. Проблемы были, есть и будут, но жить все время в атмосфере негатива невыносимо.

Если у ребенка случилась неудача, обязательно посочувствуйте: «Двойка? Задание попалось непонятное? Не повезло? Чем помочь? Давай разберем тему вместе». Провожая ребенка в школу, пожелайте удачи, похвалите, назовите лучшим. К сожалению, такого практически нет.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#dd944b» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Психолого-педагогический центр «Помощь» находится на проспекте Масленникова, 23. Телефон 334-44-71.[/vrezka]

— Получается, именно родители формируют у детей чувство ненужности?

— К нам обращаются положительные, заинтересованные люди. Но не все разбираются в психологии и не сразу понимают, что это они ведут себя неправильно. Удивляются, почему на первую консультацию не приглашают ребенка и собираются сначала поработать со взрослыми. Мы помогаем увидеть семейные взаимоотношения со стороны и выработать стратегию их конструктивного изменения. Конечно, родители любят детей, но далеко не всегда умеют и считают нужным выражать чувства. Психологи советуют признаваться в любви 17 раз в день. Это не значит, что нужно постоянно говорить «люблю». Похвала — это тоже проявление чувства. Можно сказать: «Как ты красиво написал это слово», «Как тебе идет рубашка», «Какой ты заботливый». Необходимо использовать любой повод для комплимента, ласки, похвалы, повышения самооценки ребенка, показывать, как вам приятно общение с ним. Особенно дети ждут слов «мы гордимся тобой».

Важную роль в воспитании играет общение детей с отцом. Часто папы говорят сыновьям: «Ты не мужик, что ли?» Мальчик чувствует превосходство отца и понимает: сам он слабее и никогда не будет таким, как папа, настоящим мужчиной. А если отец скажет: «Я тебя поддерживаю. Мы справимся, сынок. Будем вместе наступать на грабли, набивать шишки, получать опыт», то это будет основой для конструктивного взаимодействия.

А ведь именно родители формируют успешность ребенка, помогают ставить и достигать цели. Очень важно не ориентировать его на неудачу, не предрекать, что он станет неуспешным. Нужно помочь сформулировать достижимую цель и обговорить путь продвижения к ней.

Татьяна Ушатова: «Главная задача родителей - создать в семье атмосферу психологического комфорта для детей»

pixabay.com

— Бывает, дети не могут сами выполнить домашнее задание. Родители вынуждены помогать и при этом недовольны…

— Да, часто можно слышать: «Ты уже в седьмом классе. А я до сих пор учу с тобой уроки!» Подростковый период — самый сложный возраст для ребенка: играют гормоны, хочется проявить свое «я», трудно справиться с эмоциями, он быстро устает. И именно в этот период родители должны поддерживать его во всем. Если мама и папа чувствуют, что не могут помочь в учебе, нужно обратиться к специалисту: педагогу, психологу, медику. Одна из причин школьной неуспешности — задержка психического развития, когда интеллект сохранен, но внимание, память, логика страдают. В этом случае необходима консультация невролога. Однако родители пытаются решить школьные проблемы с помощью крика и санкций, что неизбежно приводит к конфликтам и может спровоцировать формирование суицидальных настроений.

Главная задача родителей — создать в семье атмосферу психологического комфорта. Занимайтесь с ребенком тем, что приносит положительные эмоции: отправьтесь на рыбалку, слепите снеговика, поплавайте в бассейне, приготовьте торт… Совместная деятельность поможет подросткам почувствовать свою значимость, укрепит отношения в семье.

Родители предпочитают дома отдыхать, не понимая, что родительские обязанности — тоже труд, важный и ответственный.

— Сколько потребуется времени на перемены?

— Привычка формируется за два месяца. Контролируйте стиль общения, сократите до минимума выговоры и укоры, говорите чаще «люблю», старайтесь хвалить за каждую удачу, обсуждайте, что нового и интересного, проводите время вместе, слушайте и старайтесь услышать друг друга. Обращайте внимание ребенка на его положительные качества, чтобы он знал, что у него есть внутренние ресурсы для преодоления жизненных трудностей. Это поможет воспитать ребенка счастливым и успешным.

Читайте также:

Медицина

Каких витаминов не хватает организму весной и как восстановить баланс

Рассказывает заведующий кафедрой эндокринологии и гериатрии Светлана Булгакова

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации