Кто, где и сколько работал — все детали трудовой жизни теперь будут в цифровом формате.
С начала 2020 года в России вводят в обиход электронные трудовые книжки. Это файл, содержащий всю ту же информацию, что и бумажная: о стаже, местах работы и должностях, о причинах переводов и увольнений. В чем преимущества электронной книжки, нужно ли хранить «аналоговую» и как будут защищены базы данных, обсудили в пресс-центре «Самарской газеты».
Переход на «цифру» — дело сугубо добровольное для сотрудников, но обязательное для работодателей. Последние обязаны представлять в Пенсионный фонд информацию обо всех карьерных событиях в жизни подчиненных — прием, увольнение или повышение. За невыполнение предусмотрена административная ответственность.
— Работник должен сам выбрать: либо ему будут вести трудовую книжку в электронном виде, либо он оставляет бумажный вариант, — объясняет заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России по Самарской области Марина Скиданова. — Без согласия сотрудника кадровая служба работодателя не может отменить бумажный вариант.
[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#6d90aa» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Преимущества электронной трудовой книжки: — удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности; — минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений; — дополнительные возможности дистанционного трудоустройства; — снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных книжек; — дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения; — высокий уровень безопасности и сохранности данных.[/vrezka]
Если сотрудник выбрал электронный документ, он пишет заявление о своем желании, ему выдают на руки старую книжку. Последняя запись в ней будет как раз о решении перейти на «цифру». Вернуться к бумажному варианту в таком случае невозможно. Если сотрудник решит все оставить по-старому, то работодатель должен вести как бумажный документ, так и вносить сведения о трудовой деятельности в электронном виде. Выбора не будет только у тех, кто впервые устроится на работу в следующем году. У них все сведения изначально будут вести только в электронном виде.
Бумажные трудовые будут действительны, что называется, «до последнего клиента» — пока ими пользуются.
— Люди должны понимать, что будет очень большой переходный период, — рассказывает заместитель министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Светлана Симакова. — Например, в 2020 году человек впервые приходит устраиваться на работу, ему 18 лет. Заводят бумажную трудовую книжку. Если он захочет, ее будут вести до выхода на пенсию, а это случится примерно через 50 лет. Так что полный переход на электронные трудовые книжки займет немало времени.
Информация в электронной и бумажной трудовой книжках идентична. Но в «цифре» будут отображать данные начиная с 2020 года.
— Перенос всех записей из трудовой в электронную книжку законодательством не предусмотрен, — уточняет Скиданова.
Так что хранить бумажную книжку, если она есть, в любом случае нужно. При устройстве на новую работу она пригодится. Информацию же из электронной можно просто распечатать либо предоставить в файле с цифровой подписью. И в том, и в другом случае работодатель переносит данные в свою систему кадрового учета.
Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России и на сайте «Госуслуги». Либо обратившись в клиентскую службу Пенсионного фонда или в МФЦ. Если нужна информация только о последнем месте работы, ее можно получить у своего работодателя.
В чем плюсы нововведения?
Электронную книжку невозможно потерять. Сведения будут храниться на сервере, а работник сможет получить доступ к ним в онлайн-режиме. — Если человеку нужна выписка из трудовой книжки — для получения кредита или визы, то сейчас кадровая служба выдаст ее в течение трех дней, — поясняет Скиданова.
— Если эта информация будет оцифрована, то получить выписку можно на сайте Пенсионного фонда за одну минуту. Затем можно в электронном виде направить эти сведения в любую организацию.
[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#6d90aa» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Во многих странах мира вообще нет трудовых книжек. Для приема на работу достаточно диплома об образовании, резюме и рекомендательного письма с прошлого места работы. В Италии, Германии и Франции сотрудник может предъявить специальную «рабочую карту» добровольно, чтобы подтвердить свою квалификацию. А в некоторых странах существуют электронные системы. В Испании, например, есть Vida Laboral («Трудовая жизнь»). В нее вносят данные обо всех приемах на работу и увольнениях, оттуда информация автоматически поступает в министерство труда и фонд социального страхования.[/vrezka]
При этом возможно дистанционно и на работу устроиться, и пенсию оформить. Еще один большой плюс — уменьшение ошибок в записях.
— Такое часто бывает: люди только при оформлении пенсии узнают, что в трудовую книжку когда-то были внесены неправильные сведения, — рассказывает Симакова. — И мы начинаем искать этого работодателя, который внес некорректную запись. А организации уже не существует, документы в архив не сданы. Из-за этого определенный период может быть не засчитан в трудовой стаж. А это большая проблема. И ее мы как раз и решаем электронными книжками. Человек в любой момент может проверить, все ли верно внесено. Если есть ошибки, он заявляет об этом работодателю, тот вносит правки в информацию, предоставляемую в ПФР, Пенсионный фонд корректирует свою базу.
Несмотря на все преимущества электронных документов, зачастую люди не доверяют информационным технологиям, боясь сбоя или утечки данных. Но, по данным Пенсионного фонда, эти опасения напрасны.
— Многолетний опыт показывает высокий уровень защищенности информационных систем Пенсионного фонда России, — объясняет Скиданова. — Сбой или взлом с последующим изменением или уничтожением данных практически невозможны. Информация лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери информации. Не было такого случая, чтобы данные не сохранились.
— Даже работодатели не будут иметь доступа к базе данных, — добавляет Светлана Симакова. — Они будут только поставлять информацию, но получать дополнительную не смогут. Если гражданин обратится к работодателю за сведениями, то тот сможет предоставить лишь те, которые сам же и внес. Полную информацию из своей электронной трудовой книжки сможет получить только сам гражданин, обратившись в Пенсионный фонд.
[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Прототипы трудовых книжек в России появились при Петре I. Это были формулярные списки — документы, отражающие служебный статус чиновника или офицера. Но использовали их редко. С 1764 года заполнение формулярных списков стало обязательным. Система трудовых книжек — почти в том виде, в каком мы знаем сейчас, — появилась в 1939-м.[/box]
Фото обложки: pixabay.com
Советник
Советник
Советник
Комментарии
0 комментариев