Может ли Самара стать художественной столицей России

25.01.2020

51

Автор: Илья Сульдин

Фотограф: Владимир Пермяков

Может ли Самара стать художественной столицей России

Начинаем новый проект «100 самарских художников».

Он покажет все разнообразие самарского искусства. Мы познакомим вас с известными мастерами и забытыми гениями, с героями прошлых лет и молодыми талантами. Это будет огромная галерея авторов, каждый из которых причастен к нашей земле.

Помогать нам будут специалисты филиала Государственной Третьяковской галереи и Самарского художественного музея.

Может ли самарское искусство претендовать на уникальность? Можно ли говорить о самарской живописной школе или особом «жигулевском» стиле?

Самара никогда не была крупным художественным центром. Раньше не была. Но в ближайшем будущем ситуация изменится самым радикальным образом.

В 2022 году в нашем городе откроется первый большой филиал Государственной Третьяковской галереи — одного из крупнейших и знаменитейших мировых музеев. Коллекция Третьяковки — наша национальная гордость, достояние России и всего человечества. Это не преувеличение, но факт.

Самарская Третьяковка будет в основном заниматься русским искусством XX века и современности. Поэтому открытие филиала в здании Фабрики-кухни — это мощный драйвер для развития изобразительного искусства в городе.

И влияние это, конечно, будет комплексным и очень сильным. Хотя бы потому, что никогда в Самаре не было художественной институции такого масштаба и энергии.

Что даст филиал Третьяковки?

Рост туризма, внутреннего и международного.

Новый уровень культурного отдыха для самарцев.

Повышение качества художественного образования и воспитания.

Подъем интереса к русскому искусству.

На последнем пункте давайте остановимся подробнее. Ведь «настоящее русское» — это не только шишкинские «Утро в сосновом лесу» и васнецовские «Богатыри», растиражированные всюду. Самара и ее художники также принадлежат национальному изобразительному искусству.

130 лет существует в нашем городе собственное изобразительное искусство. Кстати, никто особо эту дату не отметил, хотя еще есть шанс успеть. Первая большая выставка с участием самарских художников прошла в 1889 году, а в 1891-м Федор Буров — художник I класса и уроженец Ставропольского района — открыл в Самаре классы живописи и рисования.

Вот две отправные точки нашего местного искусства. Но это — основания, а есть еще и третья точка — вершина. В 1870 году в окрестностях Ширяева Илья Репин прожил все лето и написал первые эскизы и варианты «Бурлаков на Волге».

Одно из важнейших, поворотных полотен русского искусства было создано здесь, на самарской земле. Да, впервые Репин увидел бурлаков не на Волге, а на Ижоре, под Питером. И работа его в Ширяево была недолгой — одно лето, но трудно переоценить значение «Бурлаков» для русской живописи.

Именно это полотно вызвало огромную дискуссию, а в XIX веке художественные выставки были таким же поводом для страстей, как сегодня телешоу. Критический, едва ли не шокирующий реализм Репина победил красоту классического сюжета — «Христа и грешницу» академика Семирадского. И реализм окончательно утвердился в русском искусстве, сделал его по-настоящему русским. Просто сравните сюжеты: простые русские мужики на берегу Волги и прекрасная библейская история на фоне восточных красот.

Не случайно работа над «Бурлаками» шла в то же время, что и создание товарищества передвижников — крупнейшего объединения русских художников-реалистов. Передвижникам, среди которых был и Репин, активно помогал Третьяков. А Волга в районе Жигулей — наша, самарская, земля — появляется на полотнах Айвазовского, Кустодиева, Клодта.

И вот прошло полтора века. Именно сейчас, перед тем как выйти на новый уровень художественной культуры, необходимо отрефлексировать художественную историю Самары. Для начала собрав воедино всех тех, кто творил у нас. Художников, которые здесь родились и сформировались, но стали заметны и знамениты в Москве. Художников, чей талант остался невостребованным, а наследие еще ждет признания и исследователей. Художников, которые сегодня продолжают традицию самарской живописи.

Впрочем, выяснить, существует ли такая традиция и в чем она заключается, предстоит вам, дорогой читатель.

Фантастический реализм Валентина Пурыгина и абстрактные полотна Романа и Нелли Коржовых, волжские пейзажи Ивана Комиссарова и лубочные портреты Ивана Карпунова, закольцованные видео Владимира Логутова и соцреализм Василия Ефанова — это все самарское искусство.

Зачем это нужно — пытаться собрать воедино весь этот отряд, вооруженный кистями и мольбертами? Ведь есть уже представление о том, что вся наша самарская специфика в живописи — пейзаж с Волгой и теми же Жигулями. И если попробовать вспомнить самых ярких представителей нашего искусства, то пейзажников — самых разных — среди них будет очень много. Но. Пейзажи бывают очень разные, и художники тоже.

Даже если предположить, что ничего великого в Самаре не было, а любой наш местный мастер может в лучшем случае претендовать на локальную известность, это нужно сделать.

Мультипликативный эффект искусства. К мультипликации отношения не имеет. Мультипликатор — это «умножающий». Появление в Самаре такой институции, как Третьяковка, приведет к множеству эффектов, культурные институции могут держать на себе целые районы. Например, Ясная Поляна, где находится музей Льва Толстого, в качестве мультипликативного эффекта дает работу району и всей Тульской области.

Самарское искусство, которое будет понято, изучено, показано и распропагандировано, получит гораздо большую инвестиционную привлекательность. Извините, что от высокого — так резко к деньгам. Но это наш шанс к переходу на новую экономику. Экспорт культуры, смеем утверждать, не менее перспективен, чем экспорт сырья или продуктов переработки.

[box type=»success» align=»» class=»» width=»»]Федор Достоевский о картине «Бурлаки на Волге»:

«Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины».[/box]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации