Директор Самарского хореографического училища Регина Молошник о том, как растят будущих солистов балета

14.01.2020

306

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Екатерина Елизарова

Директор Самарского хореографического училища Регина Молошник о том, как растят будущих солистов балета

В 2006 году в Самаре было открыто хореографическое училище. Его директор Регина Молошник рассказала о том, по каким критериям отбирают детей и какие качества помогут добиться успеха в балете.

В первую очередь — здоровье

— Самарское хореографическое училище дает двухуровневое образование. Первая ступень — школа. Туда мы принимаем с 6,5- 7 лет. Затем, если ребенок проявляет способности, педагоги рекомендуют ему получить среднее профессиональное образование. На такое обучение могут претендовать дети в возрасте 10 — 11 лет.

— Прийти в училище можно просто «с улицы»?

— Мы не требуем какой-то специальной подготовки. Все проходят одинаковое вступительное испытание — даже те, кто учился в нашей школе. Ребят отсматривают по определенным критериям: профессиональные качества, растяжка, прыжок, гибкость, музыкальность, пластичность.

Директор Самарского хореографического училища Регина Молошник о том, как растят будущих солистов балета

— То есть какие-то навыки все же должны быть? Нельзя просто решить, что можешь заниматься балетом, потому что у тебя длинные ноги?

— К нам могут прийти даже дети, которые ничего не умеют. Возможно, в этом варианте есть определенные плюсы. У каждого педагога своя система, и переучивать сложнее, чем научить «с чистого листа». Главное, чтобы ребенок соответствовал тем критериям, которые мы предъявляем.

— У вас есть иногородние студенты?

— Да. Сегодня у нас 77 учащихся, занимающихся по программе профессионального образования. Примерно треть из них — иногородние. В первую очередь мы стараемся охватить Самару и область — для этого и создавалось училище. Но к нам поступают также из Москвы, СанктПетербурга, Ижевска, Омска, Оренбургской и Ульяновской областей. В этом случае родители сталкиваются с определенными сложностями, потому что у нас пока нет интерната и разместить приезжих детей мы не можем. Маленького ребенка одного в чужой город не отправят, и родственникам приходится менять место жительства.

— Как часто ребята не доводят дело до конца и бросают обучение?

— Подготовка артиста балета связана с тяжелыми физическими нагрузками, студенты должны быть крепкими и выносливыми. Каждый год наши учащие ся проходят медосмотр. Конечно же, им приходится поддерживать форму, следить за своим весом. У нас есть определенные режимные моменты, которые они должны соблюдать, чтобы быть легкими и «воздушными».

Директор Самарского хореографического училища Регина Молошник о том, как растят будущих солистов балета

— Питаться росой?

— Ни в коем случае. Мы посмотрели, какие критерии разработаны в Московской хореографической академии, в Вагановском училище, и постарались для своих детей подобрать нечто среднее. Они должны полноценно питаться, получать все микроэлементы для того, чтобы быть сильными, здоровыми и выносливыми. Но пищу необходимо употреблять в умеренном количестве — и ничего вредного. Для обычного человека это может оказаться сложным. Мы проводим с родителями и детьми индивидуальные беседы о правильном питании. Конечно, всякое бывает. Иногда видим учеников, выходящих из магазина с булочками. За нарушение режима ругаем. Хотя многие преподаватели говорят: «Мы сами едим сладкое, и дети тоже могут себе это позволить. Организм должен получать все, только в меру».

— А где учащиеся получают общее образование?

— В училище интегрированная программа. Поскольку пока у нас нет своего помещения, ребята занимаются в стенах 12-й школы. Но уроки проходят в отдельных классах, их ведут наши преподаватели по нашей программе.

— На успеваемость по непрофильным предметам смотрят сквозь пальцы?

— Никакого снисходительного отношения нет. Учатся ребята усердно, получают аттестат за 9-й класс, причем некоторые с отличными оценками. Мы не отстаем от других школ — в этом году, например, наша студентка стала победительницей регионального этапа всероссийского конкурса сочинений.

Директор Самарского хореографического училища Регина Молошник о том, как растят будущих солистов балета

— Специальные музыкальные предметы в программе есть?

— Основы игры на фортепиано, музыкальные жанры, основы музыкальной грамоты.

— Одна из проблем, с которой сталкиваются родители, желающие отдать ребенка на хореографию или гимнастику, — дорогая специальная одежда. Помогает ли училище решать этот вопрос?

— Да, два раза в год мы закупаем и выдаем всем студентам полный комплект репетиционной одежды. Учащимся школы также приобретаем специальную мягкую обувь. Но, конечно, это капля в море, настоящий танцор за время обучения может сносить и сто пар.

В сотрудничестве с театром

— Много ваших выпускников потом попадают в самарскую труппу?

— Конечно, мы в первую очередь готовим артистов для нашего театра. И когда они проходят отбор и остаются в родных стенах, это очень радует. В принципе, наши ребята еще задолго до выпуска начинают выходить на самарскую сцену. Училище заключило соглашение о сотрудничестве с театром оперы и балета. Наши дети участвуют в постановках с первого года обучения. Это их производственная практика. В спектакли включают лучших. Для них это огромный стимул к обучению.

Директор Самарского хореографического училища Регина Молошник о том, как растят будущих солистов балета

Кроме того, ежегодно на сцене театра мы проводим отчетный концерт как завершение учебного года, своеобразное подведение итогов. В частности, сейчас работаем над творческим проектом — сценами из балета «Сильфида». Спектакль для нас ставит балетмейстер — постановщик Большого театра Белоруссии Александра Владимировна Тихомирова, обладатель медали Франциска Скорины (2016 год). Постановка серьезная, сложная. Мы делаем этот спектакль в сотрудничестве с театром, нашу идею поддержал Юрий Петрович Бурлака (главный приглашенный балетмейстер САТОБ. Прим. авт.). 11 декабря состоялась сдача чернового варианта, премьера назначена на май.

— Где пройдет премьера?

— Премьера состоится в рамках отчетного концерта училища, а они всегда проходят в стенах театра оперы и балета. В первом отделении будут отдельные номера, вариации из балетов, которые студенты готовят со своими преподавателями, а во втором — премьера «Сильфиды».

— Спектакль будет костюмированным?

— Конечно. Министерство культуры Самарской области выделило нам финансирование на постановку спектакля. Красивые костюмы уже почти готовы, реквизит, декорации — все это обязательно будет. Мы планируем, что покажем «Сильфиду» не один раз.

Директор Самарского хореографического училища Регина Молошник о том, как растят будущих солистов балета

— В спектакле заняты учащиеся разного возраста?

— В постановке есть детские и взрослые партии — студентов задействовали по максимуму.

Природные данные и трудолюбие

— После окончания училища выпускники могут работать не только в театре? — Да, наши ребята получают специальность «артист балета, преподаватель». Могут работать как в любой труппе, так и в школах искусств. Некоторые студенты решают продолжить обучение и получить высшее образование.

— Как в профессии балерины соотносятся талант и трудолюбие? Что важнее?

— Эти понятия взаимосвязаны. Без усердия и силы воли можно растерять любой талант. Есть дети, которые имеют не самые выдающиеся природные данные, но своим упорством добиваются большего, чем более способные, но менее целеустремленные сверстники.

— Многого требуете от учеников?

— Требуют в основном преподаватели. Я как директор могу их и пожалеть. Ученики находятся у нас с утра до вечера, между уроками делают домашнее задание. Тут же разминаются, растягиваются, повторяют комбинации. Помимо уроков есть еще и репетиции — к концертам, к спектаклям. Дети заняты максимально. Но все довольны, они ради этого и пришли. Раз планируют строить карьеру в классическом балете, им необходимо овладеть нужными навыками.

Директор Самарского хореографического училища Регина Молошник о том, как растят будущих солистов балета

Во взрослой жизни их жалеть уже никто не будет. Мы понимаем, что родители доверяют нам самое дорогое, что у них есть, — своих детей, ценим и бережем ребят, стараемся поддержать в нужный момент.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#8aa6bb» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Студенты училища и ученики школы являются призерами многих конкурсов различных уровней — региональных, российских, международных. Имена некоторых из них занесены в Золотую книгу «Имена молодых дарований Самарской области». Многим ребятам была присвоена стипендия губернатора в номинации «Художественное творчество». Ежегодно для участия в творческой смене детского образовательного центра «Сириус», созданного на базе олимпийской инфраструктуры, формируется группа из лучших студентов. Училище оказывает профессиональные консультации педагогам детских хореографических школ, сотрудничает с благотворительным фондом содействия развитию хореографического и изобразительного искусства «Илзе Лиепа».[/vrezka]

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации