Калмыкия: степи, Будда и музей кочевой культуры

В течение всего 2019 года «Самарская газета» вместе с национально-культурными центрами,
Домом дружбы народов ведет проект «Карта народов».

Рассказываем о национальных республиках, выходцы из которых живут на Самарской земле. Посыл такой: если хотите лучше понять народ — отправляйтесь в путешествие на его историческую родину. Проект вызвал отклик читателей. Его отметило и профессиональное сообщество: «Карта народов» стала одним из победителей конкурса «СМИротворец». Сегодня публикуем заключительный материал года.

С корабля - к Будде Шакьямуни

Калмыкия вызывает неизменное удивление путешественников: как остался, не растворился
на территории европейской части страны этот кусочек типично азиатской самобытности и буддизма? Поэтому туда отправляются с каждым годом все больше и больше экскурсантов. Они хотят прикоснуться к совершенно иной культуре и архитектуре, к особому национальному колориту и обычаям.

— Однодневная автобусная экскурсия по степям Калмыкии в Элисту пользуется неизменным спросом вот уже несколько лет, — сообщила менеджер круизной компании Татьяна Белкова. — Туристы с корабля пересаживаются на автобус и отправляются в путь по республике, в ее столицу. Там есть несколько часов на осмотр очень интересных достопримечательностей и обед с национальными блюдами.

Разговорник путешественника

Собираясь в Калмыкию, постарайтесь выучить несколько приветствий на калмыцком. Местным будет очень приятно такое уважение к их языку.

Мендвт! — Здравствуйте!
Сянбяятн! — До свидания!
(счастливо оставаться)
Ханджанав — Спасибо
Аршанболтха — благодарность после приема пищи («да будет пища
нектаром»)

Путь до столицы — это бескрайние степи. Обычай кочевников-скотоводов жив до сих пор: они не занимались землепашеством, потому что передвигались со всем своим скарбом от пастбища к пастбищу. Какой смысл сеять хлеб, если двинешься дальше и урожай все равно вряд ли уберешь? И даже став оседлыми, нынешние потомки кочевников зерноводством почти не занимаются. Так что будете ехать три часа от донских станиц до Элисты по нетронутым землям, на которых пасутся отары овец. Лучшее время для такого путешествия — конец апреля и начало мая. Вся степь покрыта сначала дикими тюльпанами, а позже, в мае, алыми маками. Картина удивительная.

Элиста встречает гостей совершенно «другим миром», будто вы выехали далеко за пределы России. На вашем маршруте — буддийский храм Золотая обитель Будды Шакьямуни, Золотые ворота Алтн Босх, монумент Золотой всадник, пагода Семи Дней, фонтан «Три лотоса», Ступа Просветления, конные барельефы на входе в театр юного зрителя, музей «Уникальная Калмыкия», музей ойратмонгольской кочевой культуры и, конечно, шахматный городок Сити-Чесс. Колорит особый. В Европе подобного не найдете.

Любовь Четырова, доктор философских наук, профессор Самарского национального исследовательского университета:

— Я много лет занимаюсь изучением калмыцкой культуры, религии — буддизма — и истории. Участвовала во многих российских и зарубежных конференциях, конгрессах, симпозиумах. Тема очень интересная. Калмыки — это выходцы из Азии, но живущие на территории Европы, в междуречье Волги и Дона. В чем выражается их особый характер? В терпимости, умении интегрироваться в европейскую культуру. В то же время калмыки чтут и сохраняют традиционную культуру и свою религию — тибетский буддизм. Калмыкия — единственная республика в Европе, большинство населения которой исповедует эту древнюю религию. В Элисте находится самый большой буддийский храм в Европе — Золотая обитель Будды Шакьямуни. Недавно в городе Лагань на каспийском взморье установили самую крупную в Старом Свете статую Будды Майтрейи.

Кстати, помимо Элисты советую путешественникам побывать именно в Лагани. Если вы окажетесь там в августе, сможете увидеть водные поля цветущих лотосов. Этот цветок — один из восьми символов буддизма. Вырастая из грязевой тины, он становится прекрасным благоухающим цветком. Так и человек, пребывающий в мутных водах жизни, способен и должен раскрыть чистоту своего сознания. Такова символика. Добраться до Лагани из Элисты можно рейсовыми автобусами за пять часов. Альтернативный путь — из Астрахани, за три часа.

Советую побывать еще в одном замечательном месте. В поселке Комсомольский по дороге в Лагань находится администрация заповедника «Черные земли». Заповедник предлагает три экологических маршрута: «Птицы озера Маныч-Гудило», «Тропой сайгака», «Тюльпаны Маныча». Все три маршрута очень интересные. Получите информацию о сайгаках, почти утраченная популяция которых сейчас восстанавливается. И о разноцветных тюльпанах, которые покрывают степь начиная с середины апреля.

Еще один удивительный маршрут. В Калмыкии есть поселок Утта — самое жаркое место в России. Температурный рекорд — плюс 70 градусов по Цельсию. Удавалось даже поджарить яичницу в сковородке на песке. В этих местах, бывших дном древнего моря, есть соленые озера с водой розового оттенка. Такой цвет ей придают рачки. Грязь этих озер целебная.

Калмыки — скотоводы, и основной вид скота сегодня — овцы. Местная баранина очень вкусная. Калмыки считают, что растительность степей насыщена жгучей энергией солнца, а значит, овцы вбирают в себя эту энергию. Из баранины готовят множество блюд: берики (род пельменей), маханщелтаган (суп), хурсн махан (острое мясо с домашней лапшой). Самое знаменитое — кюр. Есть даже легенда о происхождении этого блюда. Однажды пастухи решили обмануть хозяина, плохо их кормившего. Зарезали барашка, засунули его части в желудок, завернули в шкуру, вырыли яму, положили туда, зарыли, развели на этом месте костер. Через сутки желудок с мясом достали, а хозяин так и не понял, что же едят пастухи. Те, кто пробовал это блюдо, утверждают, что ничего вкуснее они не ели.

В Калмыкии обязательно надо попробовать местную экзотику. Это джомба — калмыцкий чай. Джомбу варят из плиточного чая, добавляя молоко, соль, сливочное масло или муку, обжаренную на курдючьем жире. Любители ароматизируют джомбу мускатным орехом. Александр Сергеевич Пушкин, испробовав джомбу в оренбургских степях, отозвался о напитке нелестно. Действительно, с непривычки пить его непросто. Но для калмыков джомба всегда была главной пищей. Кстати, для русских жителей пограничных с Калмыкией регионов джомба тоже стала привычным напитком на столе.

Калмыки — народ с развитым чувством собственного достоинства, представлениями о чести и бесчестии. Это надо учитывать приезжающим гостям. Некоторое время назад житель одной из соседних республик по глупости осквернил культовое сооружение в Элисте. Мгновенно вспыхнул конфликт, его пришлось улаживать главам республик.

Калмыки — монгольский народ ойратской группы. Являются потомками ойратских племен, которые мигрировали в конце XVI — начале XVII века из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. Основная религия среди верующих калмыков — буддизм тибетской школы Гелуг. Есть и калмыки, исповедующие православие, мусульманство. Согласно Всероссийской переписи населения, в 2010 году численность калмыков в стране составляла более 183 тысяч человек. В Самарской области в графе «национальность» калмыками себя записали 68 человек. Кстати, основанную в 1737 году крепость Ставропольна-Волге (ныне город Тольятти Самарской области) заселяли крещеными калмыками, находившимися на государственной службе. Крепость охраняла восточные рубежи от кочевников.

Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close