Советник

Зимняя рыбалка и прогулки по льду: инструкция по выживанию

«Зима какая-то ненастоящая», — сетуют рыбаки. Ни Волгу, ни реку Самару до сих пор не сковал лед.

А значит, и зимняя рыбалка откладывается. На днях начало холодать, но времени прошло мало, чтобы реки и озера замерзли. Корка покрыла только мелкие речушки и закрытые водоемы.

Однако самые нетерпеливые уже вовсю пробуют на прочность лед, заодно испытывая свою судьбу. Чем грозит такая смелость, как спасти утопающего и самому не оказаться в воде, а также на чем можно перебраться за Волгу, обсудили в пресс-центре «Самарской газеты».

Смертельный лов

Список «зимних» смертей в регионе уже открыт. Утром 1 декабря рыбак провалился под лед на Щучьем озере, что возле поселка Рубежное. Пострадавшего вытащили из проруби другие рыбаки, они вызвали спасателей, «скорую помощь». По их словам, мужчина был без сознания. Когда подоспели экстренные службы, пострадавший уже умер.

Еще одному рыбаку, провалившемуся 1 декабря под лед на Сухой Самарке, повезло больше. «Купающегося» мужчину заметил местный егерь. К тому моменту рыбак около получаса провел в проруби, из которой не мог вылезти. Егерь перенес его в теплую землянку на один из ближайших островов и принялся отогревать, вызвал спасателей. Состояние мужчины было критическим, однако его удалось спасти.

Рыбалка 7 декабря на озере Гатном стала роковой для мужчины 82 лет. Он провалился под лед. Тело доставали сотрудники поисково-спасательного отряда.

В конце ноября чудом удалось выловить троих рыбаков, которых унесло на льдине возле Тольятти. Без спасателей они бы не выбрались на берег.

— Лед еще тонкий, встал только на малых реках и на закрытых водоемах, — говорит Сергей Тюлькин. — Волга чистая, река Самара местами тоже чистая ото льда. Но люди уже выходят, рыбачат, хотя сейчас это крайне опасно. Даже если корка кажется прочной, надо помнить, что река — это всегда течение, лед может подмыть с нижней стороны, и этого не будет видно.

— Самая активная рыбалка начнется в январе, — добавляет Александр Сафронов. — В ночное время клюет налим. Вся Волга будет усыпана рыбаками. Казалось бы, рядом полынья, опасность. Но многих, если хороший клев, это не останавливает. Несколько лет назад был случай: в ночь человек выехал на снегоходе, но до места рыбалки не добрался. Его потом вместе с «Бураном» вырубали изо льда. Нужно ходить, ездить и рыбачить только в тех местах, где вы наверняка знаете, что лед толстый.

Цвет и прочность

По данным Приволжского упpавления по гидpометеоpологии и монитоpингу окpужающей сpеды, волжский лед вполне окреп только у Сызрани, где его толщина составляет 17 сантиметров. У берегов водохранилищ остальных городов Самарской области пока чисто. Спасатели напоминают, что пока толщина льда не достигла 7 сантиметров, передвигаться по нему крайне опасно. Для безопасной рыбалки необходимо дождаться, пока панцирь нарастет до 10 см.

— Специалисты спасательных станций, государственные инспекторы постоянно делают замеры, информацию эту можно узнать в интернете, — рассказывает Тюлькин. — Самыми опасными местами считаются те, где есть течение. Либо где ручьи впадают в малые реки. Надо также избегать участков, где растут трава, камыш, деревья. Там лед хуже схватывается.

Определить на глаз прочность льда не получится, потому что чаще всего его не видно под снегом. Но если лед чистый, о его толщине может сказать цвет. Голубой лед с зеленоватым оттенком считается прочным. Надежность белого меньше в два раза.

А на матово-белый или с желтоватым оттенком лучше вовсе не выходить. Если температура воздуха в течение трех дней держится на уровне 0 градусов, прочность льда снижается на 25%.

Правила перехода

Выходить на лед сейчас специалисты не советуют вовсе. Тем более ночью и в одиночестве.

Не стоит испытывать судьбу. Но если без зимней рыбалки совсем никак, следует быть очень осторожным и придерживаться определенных правил. Лучше всего взять с собой компанию.

Так и рыбалка веселее будет, и в случае ЧП провалившемуся смогут быстро помочь.

Если все-таки надо выйти на лед, необходимо пользоваться оборудованными переправами или проложенными тропами. Если их нет, нужно наметить маршрут и убедиться в прочности поверхности с помощью палки. Ни в коем случае нельзя делать это ударами ног. Если лед не вызывает доверия, лучше всего вернуться, четко следуя по своим следам — ведь надежность этого пути уже проверена. Первые шаги лучше всего делать, не отрывая ног от поверхности льда, скользить.

Еще одно важное правило — смотреть под ноги. Важно обращать внимание на поверхность льда и обходить опасные места и участки, покрытые сугробами.

Следовать нужно друг за другом на расстоянии 5-6 метров.

Без паники

Если все-таки лед подвел и человек очутился в воде, главное, по словам сотрудников МЧС, не поддаваться панике.

— Ситуация нештатная, но ради спасения жизни нужно постараться сохранить самообладание и ни в коем случае не паниковать, — советует Сафронов. — Не делайте резких движений, сохраните дыхание. Нужно стараться не погружаться под воду с головой. На дно может тянуть одежда. Она тяжелеет, набрав воду, может сковывать движения. Опасны в этом смысле высокие рыбацкие сапоги. Лучше всего попытаться от них избавиться. Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение. Попытайтесь забираться на твердую поверхность с той стороны, с которой пришли. Упритесь обоими локтями. Если лед не ломается, то понемногу попытайтесь налечь грудью на край, забросьте сначала одну, а потом другую ногу. Выбравшись из воды, не нужно сразу вставать. Перекатываясь, двигайтесь в ту сторону, откуда пришли, возвращайтесь к берегу по своим же следам.

Оказавшись в безопасном месте, нужно бежать к ближайшему жилью, спасательной станции. Останавливаться и отдыхать нельзя — можно замерзнуть и уже не найти сил для решающего рывка. Только в теплом месте можно позволить себе перевести дух: переодеться в сухое, выпить горячего чая или просто воды, но ни в коем случае не алкоголя. Даже если кажется, что обошлось, надо все равно обратиться за медицинской помощью.

Если друг провалился вдруг

Если в воде оказался кто-то другой, нужно сначала вызвать спасателей по номеру 112, 01 или 101.

— В Самаре есть спасательные станции, которые имеют на своем вооружении все необходимое оборудование, суда на воздушной подушке. Там есть врачи, которые дежурят круглосуточно, водолазные оперативные группы. Спасательные службы идут в ногу со временем, оснащены всей современной техникой, — говорит Тюлькин.

После вызова спасателей постарайтесь помочь попавшему в беду. И в этом случае не нужно подбегать к полынье и пытаться вытаскивать тонущего руками. Так можно запросто оказаться в воде за компанию, и шансы утонуть вместе сильно увеличатся. Спасительным средством могут стать длинная палка, доска, шест, веревка. Можно связать вместе шарфы, ремни или одежду. Ползком, широко расставляя руки и ноги, толкая перед собой средства спасения, осторожно передвигайтесь к полынье. В нескольких метрах от воды бросьте пострадавшему веревку, край одежды, протяните палку. Осторожно вытаскивайте человека из воды и вместе с ним ползком выбирайтесь из опасной зоны.

Опасные забавы

В группе риска провалиться под лед не только рыбаки, но и любители покататься на снегоходах и квадроциклах. Волга таит на дне всевозможную технику, но это не останавливает поклонников экстремальной езды по заснеженным просторам. Хотя в последние годы, по словам госинспектора, здравый смысл все же берет верх, и люди стараются все меньше подвергать себя опасности.

Лыжные прогулки При переходе водоема по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней. Если ее нет, то, прежде чем начать движение по целине, нужно отстегнуть крепления лыж и снять петли палок с кистей рук. Если есть рюкзак, лучше взять его на одно плечо. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров. Во время движения по льду идущий первым ударами палок проверяет прочность льда и следит за его характером.

— Есть снегоходы, которые могут передвигаться по воде. Полынью в пару метров они успешно проскакивают. Но другие модели даже чуть воды зачерпнут и глохнут, — рассказывает Сафронов. — С квадроциклами история отдельная. Они чаще снегоходов проваливаются. У квадроцикла меньше площадь опоры, после прыжка он легче ломает лед и ныряет. Очень много таких случаев происходит каждый год, к счастью, без смертей. Но квадроцикл, как правило, пропадает безвозвратно, потому что имеет плавучесть. В воде он переворачивается и на колесах уезжает по обратной стороне льда в неизвестном направлении.

Не стойте на пути судна на подушке

Кроме тонкого льда опасность могут представлять и суда на воздушной подушке. Но здесь все зависит не от случая, а от самого человека.

Обычно Волга замерзает в верхнем и среднем течении в конце ноября, в нижнем — в начале декабря. Свободной ото льда остается около 200 дней в году.

— Скоро замерзнет Саратовское водохранилище, и пассажиров будут перевозить на судах на воздушной подушке, — предупреждает Сафронов. — Для них будут специально готовить трассу, вручную ломать торосы, чтобы не порвать подушки. Эти дороги предназначены исключительно для прохождения таких судов. Но люди, которые прогуливаются по замерзшей Волге, так и норовят выйти на них.

А суда тяжело управляемые. Они не могут, как машина, резко затормозить или объехать препятствие. Чтобы такое судно на вас не наехало, надо идти по тропе или лыжне. 

— Сейчас еще суда на воздушных подушках не работают, так как льда нет, — добавляет Сергей Скиндер. — Как только появятся признаки становления ледового поля, переправа через Волгу будет полностью закрыта на два — три дня. Дабы обеспечить безопасную ледовую работу в межнавигационный период, мы стараемся остановить движение водоизмещающих судов, чтобы не ломать только-только образующийся лед. Иначе потом будет слишком много торосов на трассе. Все жители правобережья знают, что бывают такие перерывы, и нормально к этому относятся.

Переправа, переправа…

В этом году планируют выпустить четыре девятиместных судна на воздушной подушке типа «Хивус» и три судна на воздушной подушке типа «Нептун». Последние могут перевозить по 23 пассажира. По словам специалистов, эти суда должны полностью обеспечить пассажиропоток в межнавигационный период. Техника уже подготовлена, ремонт закончен, проводят предрейсовые осмотры.

Работать переправа будет с 6.30 до 19.30 каждый день. Режим выстроен так, чтобы жители правобережья могли утром уезжать на работу в Самару, а вечером спокойно возвращаться домой.

— Говорить о новых направлениях пока рано, хотя планы, конечно, наполеоновские, — рассказывает Скиндер. — Но все зависит от качества льда. Если помните, в 2017 — 2018 годах про Волгу говорили: «ершистая». Огромное количество торосов было, их высота достигала самых предельных значений — 1,5 — 2 метра. Очень тяжелый был межнавигационный период. Поэтому мы обеспечивали только одно направление — Самара — Рождествено. В этом году это направление сохранится, конечно. Очень постараемся организовать тур в Винновку. Может быть, удастся обеспечить направление Самара — Ширяево. Ну и еще какие-то турбазы, острова. Планы такие есть. Но что из этого получится, пока говорить преждевременно.

Безопасная толщина льда Более 7 см — пешая прогулка; 10 см — подледная рыбалка; 12 см — снегоходы; 20-30 см — малолитражные автомобили; 30-38 см — внедорожники, пикапы.
Метки

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение