Код культуры

Для чего спасать самарский элеватор

Нужно ли сохранять то, что не является памятником, но может стать символом?

Этот вопрос возникает сегодня, когда речь заходит о судьбе вертикального элеватора на берегу реки Самары. Есть планы проложить вдоль притока Волги обводную дорогу. Она соединит все четыре моста, переброшенные через Самару. Возможно, элеватор попадет под снос. Здание уже много лет не используется, и его судьба, даже без строительства обводной, выглядит туманно. А ведь именно это здание надо сохранить, и для этого есть как минимум пять серьезных причин.

Гордость за СССР

Здание элеватора — это шедевр именно советской инженерной мысли. Первое в стране здание, построенное методом скользящей опалубки. Сейчас мы так не можем. Так зачем уничтожать здание, созданное по уникальной советской технологии? Наоборот, им гордиться надо! Вот что пишет Армен Арутюнов в своем путеводителе по куйбышевскому модернизму:

«Рядом с мостом через реку Самару расположено одно из самых оригинальных зернохранилищ страны — первый в Советском Союзе элеватор вертикального типа, построенный за 10 лет до «дома-рашпиля», еще в 1970-е.

Необходимость строительства крупного объекта для мукомольного завода и отведенный для этого небольшой участок земли вынудили проектировщиков «Промзернопроекта» придумать нестандартное решение. Архитектор Валентин Смирнов спроектировал элеватор в виде двух цилиндрических башен. Между ними располагаются лестничные пролеты и нория — вертикальный транспортер. Поступавшее в верхний ярус зерно равномерно распределялось по двум хранилищам.

Согласование проекта в Москве длилось около трех лет, а построили монолитный элеватор за 30 дней методом скользящей опалубки (этот метод впервые тогда использовали в Куйбышеве). В первоначальном проекте завершающая цилиндрические объемы корона и окна в ней, как и остекление нории, были продольными, поддерживая и продолжая вертикальный объем устремленного вверх сооружения».

Шедевр брутализма

Итальянский фотограф Роберто Конте всемирно знаменит своими фотографиями брутальной архитектуры. Происходит термин от французского béton brut — «необработанный бетон». В 2016 году Конте приезжал в Самару и снимал наши здания в стиле конструктивизма и брутализма. И, конечно, в его объектив попал элеватор.

Это один из лучших образцов брутальной архитектуры не только в России, но и во всем мире. Двойная башня высотой больше 100 метров, построенная по уникальной технологии, — это достопримечательность, даже безотносительно к истории СССР.

Но это наш стиль! Тот же Конте в поисках брутализма исколесил не только Россию, но и Восточную Европу и бывшие республики СССР. Только в Самаре стоит несколько прекрасных образцов стиля — это и «дом-рашпиль», и Дом правительства, и цирк.

У нас не так много уникальных архитектурных памятников. Хотя стоп: элеватор — это не
памятник!

Из проблемы — в символ

Сейчас, когда угроза сноса стала реальной, документы на включение здания в список памятников архитектуры подает региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Будет ли здание включено в список памятников — сложно даже предположить: формально здание слишком молодо, ему меньше 50 лет. Однако если будет принято решение о сносе, то имиджевый ущерб для города сложно даже представить. Тем более что это совершенно ненужный ущерб. Существует множество проектов по приспособлению здания элеватора. Например, в большой арт-центр.

В Москве этот бум уже отошел, но и сейчас Аrtplay и «Винзавод» стабильно собирают публику, причем даже в Москве это в большей степени объекты для внутреннего туризма. Ну и неплохой комплекс развития малого бизнеса, арт-кластер для всех возрастов и вкусов.

В Самаре такой площадки нет до сих пор. Только «Дом 77» да пара арт-пространств, которые скорее существуют, чем живут. Ну и, конечно, «Биг Бен». Его жизнеспособность — это подтверждение, что такая модель в Самаре будет работать и работает. Для района стрелки Самары и Волги большой арт-центр мог бы стать дополнительным магнитом, привлекающим молодежь и семьи.

Перспектива развития

Как я уже писал в «Коде культуры», строительство Фрунзенского моста станет мощным катализатором для развития всех прилегающих территорий. Через несколько лет здесь, надеюсь, начнут строить набережную и отсыпать пляж.

По крайней мере хочется надеяться, что перспективы у территории именно такие, а не превращение старейшей части города в субурбию с торговыми центрами на обочинах скоростных трасс.

100-метровая арт-башня — это хорошая инвестиция в будущее района, в его развитие в направлении современного, комфортного исторического города. Тем более что инвестиция очень разумная. Проектом создания артцентра на этой площадке уже более 10 лет занимается архитектор Дмитрий Храмов.

Еще в 2008 году был проведен большой фестиваль на территории рядом с элеватором. Точнее, в бывшем складе. Там, кстати, произошло одно из первых выступлений группы D’Black. Но это уже история. Есть продуманный и качественный инвестиционный проект, есть разработки по развитию территории. И похоже, что нет особых альтернатив.

Культурная урбанизация

Последнее заседание Госсовета по культуре под председательством Дмитрия Азарова как раз и было посвящено вопросам развития культуры через городское пространство. И это очень своевременный разговор. Благоустройство и скамейки, увы, не делают наших горожан ни счастливее, ни цивилизованнее. Это очень печально, но факт. Значит, развитие городской среды должно быть завязано на развитии культуры. И центрами благоустроенных современных территорий становятся объекты культуры.

Именно туда и придут люди. Там начнет развиваться малый бизнес. Уютная, соразмерная человеку среда будет не просто создана (насажена), а выращена совместными усилиями. Кстати, она и развиваться будет сама! Без обязательного огораживания заборчиками.

Опыта подобной урбанизации в Самаре нет. Вертикальный элеватор — прекрасная возможность для такого проекта и спасения уникального здания. Приятное с полезным.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение