Совсем немного времени остается до открытия Фрунзенского моста. Движение пока пойдет только по улице Фрунзе, но всего у нового моста будет пять съездов-подъездов, и это открытие изменит весь район. Наверное, никто не знает точно — как. Тем более что сценариев изменений как минимум не один.
Темной ноябрьской ночью вместе с архитекторами Храмовыми мы впервые вышли прогуляться по Фрунзенскому мосту и были просто поражены красотой открывающейся с моста панорамы. Два старых больших элеватора, портовые краны и угадывающаяся вдали историческая часть города — это как будто другая Самара. Которая была.
Почему-то вид со старого моста на улице Главной таких ассоциаций и впечатлений не вызывает. Возможно, это дело многолетней привычки. Но на Главной видно, что это как бы «изнанка» волжского побережья. А вот въезд по Фрунзенскому мосту — это въезд в город, который стоит на реке Самаре.
Примерно три четверти истории — до новейших времен — наш город был в равной степени обращен и к Самаре, и к Волге. Так было еще 100 лет назад, когда была построена Старая бухта, так удачно использованная при строительстве моста. Дело в том, что весной Самара вскрывалась раньше Волги. Корабли с зерном, стоявшие на «младшей» реке, успевали к тому времени, когда «старшая» очистится от ледяного панциря, полностью снарядиться и отправиться в путь.
Это давало несколько дней форы, при жесткой конкуренции на хлебном рынке России время было ценным ресурсом. Поэтому и шли купцы на риск. Хотя иногда Самара, вскрываясь, выкидывала поверх волжского льда и ломала корабли. Для защиты судов от строптивого характера вешней Самары как раз и построена Старая бухта.
Железнодорожная ветка — сейчас ржавая, но рабочая — была протянута сюда одновременно с приходом «чугунки» в Самару. И огромные элеваторы на берегу — это напоминание о другой жизни. Но прошлое еще может стать будущим.
Фрунзенский мост приводит водителя в самое сердце старой Самары. Поэтому изменения, которые он принесет в центр, неизбежно коснутся не только вопросов транспортной доступности южных районов, но и развития исторической части, сохранения наследия и даже реализации проекта исторического поселения.
Фрунзенский мост стимулирует развитие Самары в южном направлении. Транспортная доступность вызовет дальнейший рост новых микрорайонов. И они будут ближе к благоустроенному центру, чем Новая Самара и Крутые Ключи. Ближе к Самаре станут Новокуйбышевск и Чапаевск. Возможно, постройка Фрунзенского вообще переломит ситуацию, и наша агломерация начнет тянуться на юго-запад — к Чапаевску.
Но это уже вопрос к урбанистам. Для старой Самары строительство моста — фактор оживления городской среды, но при этом очень серьезный риск. Он в значительной степени связан с застройкой, которая преобладает в этой части города. Слева от моста — один за другим — огромные элеваторы и промзона, справа — малоэтажные старые кварталы, средовая застройка конца XIX века.
Малоэтажные кварталы жилой застройки в квадрате набережная Самары — Степана Разина — Венцека — Молодогвардейская — один из кусков, в котором сохранена городская ткань позапрошлого века. Прекрасные зеленые дворы, городские усадьбы, палисадники, домовая резьба — наша локальная идентичность, самарскость. И хотя в этих кварталах почти нет зданий со статусом памятников, они все — сплошной заповедник старой Самары.
Было бы прекрасно, если бы Фрунзенский мост приводил нас в такой архитектурно-исторический заповедник. Но реальный шанс на превращение в него есть только у 13-го квартала. Потому что здесь живет Слава Вершинин.
Неравнодушный горожанин, строитель собственной городской усадьбы и стихийный культуртрегер в рамках 13-го квартала ведет работу по объединению собственников, занимается межеванием, спасает деревянные наличники. Во всем, что он делает, есть сквозная мысль: сохранить атмосферу старой Самары и вдохнуть в нее новую культурную жизнь. Поэтому в 13-м квартале, скорее всего, удастся сохранить нашу локальную идентичность, а вот как быть с другими, в которых нет пока своего Славы? Вероятнее всего, та часть, которая выходит непосредственно на Самару, будет снесена, а сам склон
застроен. И пока здесь есть только один, и очень неудачный, пример застройки — огромный дом на Пионерской, 100 и квартал старого города, полностью убитый для современной жизни.
Такой застройки берега и повторения ошибок волжского побережья хотелось бы избежать. Воткнуть вдоль реки несколько многоэтажек — не самая сложная задача. Создать комплексный план развития, сохраняющий местную уникальность и развивающий весь район, — это намного перспективнее. Мост уже построен, пусть он ведет не в загаженные трущобы, а в центр исторического поселения Самара.
Сейчас помимо строительства моста запланировано строительство обводной дороги вдоль Самары. Пока проект не предусматривает ничего, кроме четырех полос и отбойников. Но если говорить о перспективе развития, то здесь, конечно, нужна набережная. Если центр — то самое историческое поселение — с двух сторон будет обрамлен набережными и пляжами, которые будут соединяться на стрелке, привлекательность Самары как туристического города вырастет многократно.
И гигантские элеваторы могли бы превратиться в культурные центры или как-то еще подвергнуться джентрификации. Примеров множество: трансформация бывших портовых районов в современные и модные кварталы — кейс популярный. Можно посмотреть, как это делали в разных городах, и вслед за принятием статуса исторического поселения разработать комплексный план развития — не так, чтобы возникали из ниоткуда матрешки, а с учетом наших реалий и привлечением больших инвестиций.
Все эти возможности нам открывает Фрунзенский мост. И будем надеяться, что он приведет Самару в гармоничное будущее, где современные кварталы будут включать в себя историческую застройку, а новое строительство не будет убийством всего прежнего.
Наш город носит имя Самара. Он назван так в честь реки Самары, и сегодня самое время вспомнить об этом.
Новости
Новости
Новости
Лексей
центр сгинет. Фрунзенский мост — плохая идея.
08.12.2019 в 14:43
Наталья Маслова
Я не любовалась видами с нового моста, но пешком обошла все места потенциальных съездов. А где они точно будут-по-моему, этим никто ещё и не озадачивался особо. Картина нехорошая.По Чапаевской широкая трасса снесла не то что газоны, прямо к домикам подошла.В виде компенсации им делают бесплатно пластиковые окна- там, где окна на улицу. Шум, пыль, вибрации-да кто об этом думает! Главное-транспортная артерия. И дом Волошина кстати, подрезан под самое дальше некуда.
Я живу там, на Самарской и с ужасом представляю, как всё это со свистом и круглосуточно будет пролетать мимо. Да и сама идея набережной реки Самары рядом с четырёхполосной трассой как-то не очень вдохновляет.
И деться жителям будет некуда, так как ценность жилья в этом районе, мне кажется, сильно упадёт. Шумно очень уже сейчас, даже до новых дорог.
Так что, я думаю, этому очень мной любимому месту со всей кго идентичностью и «старой Самарой» предстоят далеко не лучшие времена.
29.11.2019 в 21:56
Комментарии
2 комментария