Кто помогает людям, которые не видят смысла в жизни

26.11.2019

125

Автор: Марина Матвейшина

Кто помогает людям, которые не видят смысла в жизни

Люди, от которых отвернулось общество — наркозависимые, секс-работники, ВИЧ-положительные, — часто и сами давно отвернулись от себя. Потеряли смысл жизни и существуют в своем отдельном мире. Вход посторонним туда закрыт. Но это не значит, что им не нужна помощь. Из-за тяжелых условий жизни (отбросьте эмоции, осуждение в духе «они сами выбрали» и так далее и поглядите просто на факты) здоровье таких людей в плачевном состоянии. А риск подхватить ВИЧ, туберкулез или гепатит в этой среде особенно велик.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#6d90aa» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]В рейтинге регионов России по уровню заболеваемости ВИЧ Самарская область из первой пятерки спустилась на 13-е место. Заболеваемость ежегодно снижается на 5-7%. Около 36 тысяч инфицированных людей проживают в области.[/vrezka]

На помощь приходят аутричменеджеры некоммерческих организаций. Они занимаются социальной работой, консультациями деятельности в обстановке, привычной для целевой группы. Ведь то, что порой не удается чиновнику или врачу, получается у человека, который, общаясь с социально неблагополучными людьми, может убедить их пойти на обследование или начать лечение. Почему наркозависимые и секс-работники достойны заботы об их здоровье, поговорили с теми, кто им помогает.

Принцип доверия

«Я не хочу жить». Такие слова за время своей работы аутрич-менеджер Мария Чекрыгина слышала не раз. Позвонив на телефон доверия, люди просят о помощи.

— Те, кто недавно узнал о своем ВИЧ-положительном статусе, от отчаяния готовы даже расстаться с жизнью, — говорит Чекрыгина. — Путем переговоров их получается отговорить от страшного решения.

Получить помощь и поддержку может каждый. В разговоре никого не осудят и ответят на любые, даже самые, казалось бы, глупые вопросы.

Кто помогает людям, которые не видят смысла в жизни

— Если я понимаю, что человек контактировал с ВИЧ — положительным, тут же предлагаю тестирование, — рассказывает Чекрыгина. — Если это люди, уже имеющие заболевание, то мы предлагаем группы взаимопомощи, они есть в Самаре и Новокуйбышевске. Там оказывается психологическая поддержка в формате «равный — равному».

Мария работает не только по телефону, должность аутрич-менеджера предполагает «полевую» работу. Она лично встречается с теми, кто в этом нуждается.

[author title=»Мария Чекрыгина, аутрич-менеджер общественно-просветительского фонда «Надежда»:» image=»http://old.sgrpess.ru/wp-content/uploads/2019/11/CHekrygina-Elizarova-e1574757757896.jpg»]- На телефон доверия звонит молодая женщина, плачет, говорит, что муж умер, а она узнала, что у нее ВИЧ. То есть мужчина молчал о своем статусе, во время брака заразил ее и умер от цирроза печени. Ее иммунный статус в состоянии СПИДа. Несколько неудачных попыток суицида. Я пошла к ней домой, захватила торт и цветы. Она очень этому удивилась. Мы поговорили, я рассказала, какие есть варианты действий, предложила просто дружить. И вот через три месяца нашей дружбы я увидела результат — она улыбается, шутит. До этого момента было время глубокой депрессии, когда она почти не выходила из дома, сидела с ребенком, плакала и пила. И в этот период я просто была с ней рядом. Наконец она решилась поехать в СПИД-центр, многие боятся это делать, пугаются официальных моментов. Там ее поставили на учет, я познакомила ее с врачом-инфекционистом, рассказала про структуру больницы. Это было два года назад. Сейчас она радуется жизни, вышла замуж за здорового мужчину, предупредила про ВИЧ. Но из-за того, что она принимает терапию, ее вирусная нагрузка сейчас не определяется. Это значит «Н равно Н», то есть «неопределяемое равно непередаваемое». Она может быть безопасна для своего мужа, они могут планировать родить ребенка естественным способом. На сегодняшний момент это счастливая семья. И таких примеров достаточно много.[/author]

Равный — равному

Общественно-просветительский фонд «Надежда», в котором работает Мария, в большей степени помогает людям, которые потерялись в жизни — пошли на панель, принимают наркотики. Государство достучаться до них не может, так как они избегают встреч с ним в силу не всегда честного образа жизни.

Уязвимые группы занимают особую роль в распространении ВИЧ-инфекции, без работы именно с ними ситуацию по распространению недуга изменить сложно. В фонде «Надежда» есть специфические техники работы. Аутрич-сотрудники ходят в места скопления представителей уязвимых групп, ведут профилактические беседы, мотивируют своевременно обращаться в поликлинику, информируют о ВИЧ, гепатитах, инфекциях, передаваемых половым путем, убеждают пройти реабилитацию в специальных центрах.

— Мы проводим акции, на которых предлагаем сдать кровь на ВИЧ и рассказываем об этой инфекции, — говорит Чекрыгина. — Я — как связующее звено между поликлиникой и пациентами. Чтобы эти люди захотели сделать анализ, работает и «сарафанное радио», и социальная реклама, и соцсети. Один сдал — увидел, что опасности нет, что даже если результат неутешительный, есть человек, который не осудит, который знает, что с этим делать и может куда-то привести. В этих группах «сарафанное радио» работает лучше всего. То есть я сдал, а еще Петя, Ваня, Маша тоже бы хотели. А давайте мы соберемся группкой и сдадим, потому что за компанию не так страшно, как поодиночке.

В прошлом году аутрич-менеджеры «Надежды» охватили более тысячи представителей групп риска. Фонд выиграл на проведение этой работы президентский грант. Более 300 согласились на экспресс-тестирование. Всех их направили в СПИД-центр для более точной диагностики и лечения.

[author title=»Ольга Лукашевич, исполнительный директор Общественно-просветительского фонда «Надежда»:» image=»http://old.sgrpess.ru/wp-content/uploads/2019/11/Lukashevich-Elizarova-1-e1574758122112.jpg»] — Эти сообщества очень закрытые. К ним не может просто так прийти врач и провести работу. Все-таки специфический контингент. Нужно, чтобы люди доверяли специалисту. Для этого у нас и есть аутрич-работники, которые вхожи в эту группу, беседуют на равных. Мы мотивируем клиентов обратиться в поликлинику, когда им нужна помощь. У нас есть несколько доверенных врачей, которые принимают без талонов и документов. У нас есть сотрудники, которые оказывают психологическую поддержку. Мы проводим и тестирование на ВИЧ. Одна наша задача — информировать людей о том, куда они могут обратиться при необходимости. Вторая — убедить сделать это.[/author]

На уровне нацпроекта

Фонд ведет работу и с врачами. На конференциях рассказывают медикам, как находить общий язык с представителями уязвимых групп населения, как правильно доносить до них информацию, зачем здоровьем таких людей обязательно нужно заниматься.

[author title=»Александр Муравец, главный врач Самарского областного центра медицинской профилактики «Центр общественного здоровья»:» image=»http://old.sgrpess.ru/wp-content/uploads/2019/11/Muravets-Elizarova-e1574758196323.jpg»] — На любой стадии болезни у человека что-то еще можно предотвратить. Если человек ВИЧ-инфицирован, мы можем предотвратить передачу инфекции другим. Можем предотвратить развитие СПИДа или других заболеваний на этом фоне. Если у человека туберкулез, мы можем предотвратить прогрессирование болезни и излечить ее. Место для профилактики есть всегда, в том числе для уязвимых групп. Индивидуальное здоровье связано с популяционным. Снижая личные криминальные риски и распространение болезней в этой группе, мы тем самым вносим большой вклад в эпидемиологическую безопасность всего общества. Проще говоря, не даем инфекции распространиться.[/author]

Общественные некоммерческие организации в эту работу вносят неоценимый вклад как посредники между уязвимыми группами и государством. Потому значение таких организаций нашло отражение в майских указах Президента РФ и в национальном проекте «Демография».

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Статистика зависимости

• Более 18 млн человек по всей России пробовали или периодически употребляют наркотики.

• Около 8 млн являются зависимыми от запрещенных препаратов.

• 9 из 10 наркоманов используют инъекционные виды «дури».

• 6 из 10 наркоманов — совершеннолетние, но младше 30 лет.

• Каждый пятый из всего количества наркозависимых приобщился к опасным препаратам в возрасте до 13 лет.

• 7 лет максимум длится период от первой дозы до смерти.[/box]

— Там есть целый блок по взаимодействию с некоммерческими организациями, — говорит Муравец. — Направлений взаимодействия много. Но есть и особенная тематика — это взаимодействие с наиболее уязвимыми группами населения. А эти группы характеризуются не только тем, что они наиболее слабы перед болезнями, такими как ВИЧ, туберкулез, инфекциями, передающимися половым путем. Они уязвимы к воздействию криминала, они сами втягиваются в криминал. Для минздава Самарской области работа с социально ориентированными некоммерческими организациями, занятыми в сфере профилактики и формирования здорового образа жизни, была приоритетом всегда. С появлением нацпроекта взаимодействие с НКО стало более системным. В Самарской области мы особых изменений не почувствуем, так как эта работа у нас и раньше была на хорошем уровне. Для других регионов эти изменения будут более заметными.

Возвращение к жизни

Еще одна благотворительная общественная организация, которая работает с уязвимыми группами населения в Самарской области, — «Реабилитация наркозависимых «РЕМАР». Это терапевтическое сообщество из 40-45 человек, объединенных стремлением избавиться от разрушительных пристрастий.

[author title=» Александр Березовский, директор Самарской региональной благотворительной общественной организации «Реабилитация наркозависимых «РЕМАР»:» image=»http://old.sgrpess.ru/wp-content/uploads/2019/11/Berezovskij-Elizarova-2-e1574758330636.jpg»] — Это программная, системная работа. У нас есть и аутрич-профессионалы в местах наркопотребителей и других групп риска, и непосредственная стационарная реабилитационная работа. Но самое важное — это работа постреабилитационной поддержки и содействие в восстановлении социального статуса наших пациентов. Очень много усилий затрачивается на то, чтобы человека уговорить вступить в программу и потом непосредственно в реабилитационном центре дать ему инструменты выхода из кризиса. Но после этого человек вынужден возвращаться и искать свое место в обществе. Там его преследует неприятие. Поэтому мы активно ведем такую работу. И на сегодняшний день я могу фиксировать массу восстановленных жизней, созданных семей. Это перспективные, волевые люди, которых рано списывать со счетов.[/author]

В процессе реабилитации человек обретает буквально новую семью. Программа занимает пару лет, это время сближает пациентов.

— Это целое терапевтическое сообщество людей, которых объединяет боль, которую они вместе пережили когда-то, и сегодня их объединяет победа над этой проблемой, жажда жизни, стремление к успеху, вкус этого успеха, — говорит Березовский. — И это же сообщество является очень сильным мотивационным инструментом для тех людей, которые сегодня еще находятся в беде. Они видят, они слышат, они понимают, что есть выход, ведь вот он — реальный пример. Мы распространяем информацию о наших программах, методиках. Люди звонят, обращаются даже на грани суицидальных решений. Таких случаев у нас тоже предостаточно.

Кто помогает людям, которые не видят смысла в жизни

У центра «РЕМАР» есть площадки для работы с родственниками зависимых людей или людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Такие курсы проводят еженедельно и бесплатно.

Сейчас центр готовит заявку на президентский грант, чтобы открыть низкопороговый центр.

— Туда может обратиться любой, там не будет никаких условий для этого, — поясняет Березовский. — Человек даже может прийти туда в состоянии алкогольного опьянения, потому что где-то этот порог не дает человеку получить консультацию. А в большинстве случаев, я из практики говорю, человек именно в нетрезвом состоянии хочет что-то изменить. Но с ним никто не хочет разговаривать. Иди проспись, говорят. А когда он проспится, в нем просыпается агрессия, он занят тем, чтобы найти, что употребить. А у нас он приходит и получает помощь, поддержку, консультацию, просто теплое дружеское общение.

[box type=»warning» align=»» class=»» width=»»]Телефон «горячей линии» СПИД-центра

8 (846) 374-31-80.

Телефон «горячей линии» центра «РЕМАР»

8-800-333-09-81.

• • •

Где сдать анализ на ВИЧ бесплатно

• Самара, улица Ново-Садовая, 178.

• Новокуйбышевск, Чернышевского, 1а.

• Тольятти, бульвар Здоровья, 25.

• Тольятти, Зеленая, 15.

• Сызрань, Вольская, 1б[/box]

Читайте также:

Медицина

Каких витаминов не хватает организму весной и как восстановить баланс

Рассказывает заведующий кафедрой эндокринологии и гериатрии Светлана Булгакова

Медицина

Репродуктивное здоровье: на что обратить внимание

Профилактика и своевременная диагностика патологических процессов

Комментарии

4 комментария

Злюка

В последнее время в Самарской газете все больше нормальных текстов!

26.02.2020 в 15:00

Маша

Не нужно отворачиваться от таких людей. Правильно, что Дудь снял про ВИЧ целый фильм, побольше пишите про это

26.02.2020 в 14:59

Момо

Давно пора заняться проститутками и наркоманами

25.02.2020 в 12:51

Горожанин

Да с этой проблемой надо бороться, надо, чтобы государство обратило внимание на этих людей. Спасибо, что поднимаете эту тему)

25.02.2020 в 12:49

Комментарий появится после модерации